Четверг, 28 марта
Shadow

Вступая в Великий Пост

»Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства: этого достаточно тебе для спасения»

Святитель Иоанн Златоуст

 

С 23 февраля по 11 апреля 2015 года у православных христиан Великий пост.

 

История установления поста

Дошедшие до нас памятники христианской письменности свидетельствуют о том, что уже в первые века пост является неотъемлемой частью церковной жизни. Однако, вплоть до IX – X вв. они не дают точного представления о положении тогдашних постов в составе церковного года, об их продолжительности и собственно способе пощения.

В «Учении двенадцати апостолов» имеется первое упоминание о регулярном обязательном посте в среду и пятницу: «Посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. с фарисеями), ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу» Из этого следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих.

И 69-е апостольское правило предусматривает низложение из сана для клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу.

Для первых христиан пост среды и пятницы означал вкушение пищи без растительного масла и вина только после 9 часа (3 часа дня).  «Пастырь Ерма» говорит, что «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному»

В «Учении двенадцати апостолов» особо не говорится о Пасхе и ее посте.  Впервые об этом упоминает святой Ириней Лионский (†202).  Его свидетельство позволяет увидеть зарождение нынешней святой Четыредесятницы, которая в то время ограничивалась одним – двумя днями, считалась не предпраздничным постом, а пасхальным, самой Пасхой.  Пасхальный пост по этому свидетельству продолжался, где день, где два, где еще дольше, где охватывал время в 40 часов.

Предпосылкой утверждения Великого поста, собственно его историческим началом, послужили дни страдания и смерти Спасителя (Великая Пятница и Суббота), которые христиане с апостольских времен проводили в строгом посте и совершенном воздержании. Соблюдение Великой Пятницы, как дня, в который, по словам Спасителя, отнят был жених от сынов брачных (Мф. 9:15), составляет кратчайший срок предпасхального поста. Более усердные христиане присоединяли к нему другой день – Субботу, а иные захватывали и еще несколько предшествующих дней, пока в III веке не дошло до целой пасхальной недели, что было зафиксировано в «Апостольских Постановлениях». Согласно им «в дни пасхальные поститесь, начиная с понедельника до пятницы и субботы 6 дней. От вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни. В пятницу и субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая. В прочие же дни до пятницы пусть каждый ест в 9 часу или вечером, или кто, когда сможет, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В субботу же поститесь до пения петухов, бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте всю ночь в бдении, молитвах и прошениях к Богу»

В IV веке Великий пост перестал быть недельным. Однако единой формы проведения поста тогда еще не было. В разных местах продолжительность поста составляла шесть, семь или восемь недель.

Согласно Сократу Схоластику, в это время «разногласия касаются не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, также произошли из воды. Одни воздерживаются даже от плодов, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа, вкушают потом всякую пищу». По Сократу, признаком поста было то, что в постный день не было завтрака, а только обед или ужин.

В IV – V веках предпасхальный пост становится Четыредесятницей. Это было связано с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых в церкви приурочивалось ко дню Пасхи.  Отсюда в посте оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. После Пасхи, в период Пятидесятницы, никто не постился и не преклонял колен, ибо это было время радости и покоя

 

Содержание Великого Поста

Великий пост первоначально зародился в христианской церковной среде, как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько даже о себе, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живем и который мы надеемся привести ко Христу.

Cам пост состоит из двух частей Святая Четыредесятница и Страстная Седмица.

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий пост – это отдельное время.

Духовно рассуждая, можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу, Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад, и, наконец. к Пасхе.   Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

Период Великого Поста является назидательным, поучительным и трогательным временем.

Эти дни начинаются с Прощенного Воскресения, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем.

Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:

Четыредесятница, 40 дней

Лазарева Суббота, 1 день

Вход Господень в Иерусалим, 1 день

Страстная Неделя, 6 дней

Четыредестница напоминает нам о 40 днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди.

Страстная седмица (неделя) это последняя неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Все дни Страстной Седмицы называется Великими.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается чин Торжества Православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Святых Икон.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной, после Великого славословия, выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту поётся: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу (лестницу), как порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается Стояние Св. Марии Египетской. Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем. В этот день читается житие Св. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского полностью. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается великий акафист Богородице.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и показывает пример милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста — великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресение- неделя Вайий или Цветоносная.

 

О питании в пост

В Православной Церкви — очень мудро — в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить, что все мы немощные, и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам.  К правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом, например, только в первую неделю поста и в страстную седмицу.

Первая и последняя недели Великого Поста отличаются своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, елей и вино.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — разрешается рыба, елей и вино.

Великая Пятница — день строгого поста, когда ничего нельзя есть. Кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.

По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино, а на Благовещение позволяется рыба.

В христианском понимании по слову святителя Феофана Затворника:» «Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

 

Апостольские постановления www.krotov.info

Воскресение Христово  www.drevo-info.ru

Пастырь – Ерма  www.azbyka.ru

Сократ Схоластик. Церковная история www.gumer.info/bogoslov_

Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов www.vehi.net/apokrify/didahe.

 

Александр А. Соколовский

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *