На первой седмице Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Будущий святой составитель канона родился в VII веке в Дамаске. До семилетнего возраста мальчик не разговаривал. Но после приобщения Тела и Крови Христовых отрок обрел дар речи. В четырнадцать лет Андрей поступил в монастырь Саввы Освященного близ Иерусалима и вел там строгую подвижническую жизнь. Участвовал в VI-м Вселенском соборе. Затем был переведен диаконом к Константинопольскому храму Софии Премудрости Божией. Во времена правления императора Юстиниана II был рукоположен во епископа города Гортины (Крит).
Однажды находившись по делам в Византии, святой заболев и по пути в свою епархию почив, был погребен на острове Метилена около 740 года.
Преподобный Андрей известен как автор многих творений, около 70 канонов приписывают его перу, в том числе и на двунадесятые праздники. Но одним из самых важных молитвословий написанных им является Великий покаянный канон. На первой седмице поста канон читается разделенным на 4 части, а полностью — в среду вечером на пятой седмице, в день, когда совершается память преподобной Марии Египетской. Поэтому впоследствии в этот канон были вставлены тропари, обращенные к преподобной Марии и, конечно же, к составителю – преподобному Андрею Критскому. Великим он называется не по своему размеру (250 тропарей), а по глубине изложения мыслей.
Канон с самого начала и до конца полностью пронизывает библейская история. В нем отражена глубина падения грешника и высота праведной жизни. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…
Великий канон составлен был более двенадцати веков назад, но актуальность его видна до наших дней. Человек, находящийся в храме освежает в своей памяти покаянное чувство. Вспоминая жизнь ветхозаветных праведников, многие пытаются переосмыслить и свою жизнь и сделать ее сообразной этим древним примерам.
Современный человек пытается во время короткой земной жизни все успеть, угождая своим желаниям, пытаясь «увернуться» от воли Божией. Господь же для нашего вразумления дает испытания, которые помогут обратиться к Творцу. Начиная осознавать грехи, человек захочет изменить свои замыслы, противящиеся воли Божией.
Важно различать покаяние и раскаяние. Раскаяние это начальный этап, укорение совести с мыслью, что можно было бы поступить иначе. Примером раскаяния без покаяния служит окончание жизни Иудой Искариотским. Он осознал неправильность своего предательства Христа, не нашел в себе сил чтобы обратиться к Богу и принести должное покаяние в соделанном, опечалился и удавился.
Покаяние заключается не в формальном перечислении своих грехов на исповеди. Истинное покаяние это изменение ума, мыслей. Нужно решить для себя, что необходимо исправиться. И с этого дня всеми силами стараться противостоять тому или иному греху. Но для каждого человека изменение проходит по-разному, для кого-то моментально, а для некоторых и в течение всей жизни. Главное, чтобы каждый помнил, что Господь не грозный судья и обличитель наших неправд, а в первую очередь любящий Отец. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Стоит только нам сделать первый шаг, признать свои немощи и грехи, и попросить Его о помощи. Примером истинного покаяния служит апостол Петр. После отречения от Христа, он «плакал горько» (Мф. 26.75). Но, в отличии от Иуды, нашел в себе силы прибегнуть к Всепрощающему Богу, получил прощение и стал первоверховным апостолом.
Слушая Великий покаянный канон святого Андрея, каждый находит в нем себя. Именно это и помогает задуматься о своей жизни, осознать неправильные поступки и принести искреннее покаяние. Чтобы с пользой для души провести Великий пост и достойно встретить самый главный праздник всех православных христиан — Светлое Христово Воскресение.
Материал подготовил диакон Димитрий Качановский
Из года в год читается Канон, но восприятие его всегда обновляется и мысли покоянные оживают