До настоящего дня существует устойчивое мнение, что первым настоятелем нового каменного собора Воскресения города Борисова, освященного 20 октября 1874 года, был священник Климент Гродинский.
Для нашего прихода святых апостолов Петра и Павла в агрогородке Неманица приход Воскресения исторически был родным: многие служители неманицкой церкви продолжали свой путь пастыря в каменной церкви города Борисова. Не исключение и священник Климент, биографию которого мы уже опубликовали. Но в истории 1874 года есть некоторые белые пятна, нуждающиеся в их наполнении.
Во-первых, фамилия отца Климента не Гродицкий, а Гродзицкий. Есть публикации, повторяющие опечатку, которой на данный момент уже 156 лет. В Минских епархиальных ведомостях за 1868 год так прямо и написано Гродицкий[1]. Но если исследовать все новости с именем нашего пастыря, то такого варианта написания фамилии не встретить. Значит – это опечатка. И надо сказать опечатки в газете в те времена не редкость.
Итак, с фамилией разобрались. Теперь с еще одним малозаметным нюансом в делопроизводстве и официальном документообороте того времени хотелось бы поговорить. Имею ввиду те термины, которыми при назначении иерея на настоятельское место, пользовалось епархиальное управление второй половины 19 века. К примеру, если писали «назначается на священническое место» и далее шло название деревенского прихода, то в этом случае речь шла именно о настоятельстве. Если же в газете писалось все тоже самое, только адресом назначения был многоклировый приход в городе, когда в храме служили два и больше священника, тогда речь шла о рядовом священнике, находящемся в подчинении настоятеля. Если же газета пыталась отразить назначение священника на настоятельство, к примеру, в собор Борисова, то во всех случаях писали «назначается на протоиерейское место (вакансию) к собору»[2]. А что касается на тот момент неманицкого настоятеля, то в 1870 году, его назначили не протоиереем к собору, а священником борисовского собора. Таким образом, мнение, что Священник Климент был первым настоятелем новопостроенного каменного собора города Борисова не имеет основания для существования.
Тогда кто был первым настоятелем прекрасного, величественного нового каменного собора Воскресения города Борисова?
В 1871 году, когда иерей Климент уже был священником центрального городского храма, умирает протоиерей собора Павел Лисевич[3]. Получается, что отец Павел был предпоследним настоятелем старого деревянного храма. При нем уже шли проектно-сметные работы по новому каменному собору, однако ему не было суждено увидеть начало строительства и освящения храма. Он умирает 22 февраля, а только в феврале для контроля за строительными работа был организован временный комитет, в состав которого вошел благочинный Климент Гродзицкий и новый протоиерей еще деревянного собора[4].
Последним настоятелем старого храма и первым нового станет протоиерей Роман Пастернацкий, священник, который был свидетелем воссоединения униатов с Православной церковью, переживший смертельные времена польского восстания, когда и сам рискую жизнью шел путем Христа, и на излете своей священнической жизни ставший архимандритом слуцкого монастыря, сделавший многое для популяризации монашества в белорусском народе[5].
Будущий пастырь родился в 1816 году в селе Бератичах, игуменского уезда в семье священника Иоанна и его супруги Екатерины Пастернацких. Рано потеряв отца, в скором времени Роман поступает в Ляденское духовное училище, сроком обучения пять лет. После училища он поступает на обучение в Полоцкую семинарию. К 1838 году, окончившего семинарию, одаренного юношу назначают учителем в родное Ляденское училище. Педагогической деятельности Роман Иванович посвятит пять лет своей жизни до 1843 года. В этот период он будет обучать разным предметам: русскому, греческому, уставу и пению и прочему. Здесь в Лядах, он приобретет те навыки и опыт, которые позже ему пригодятся в непростом служении священника. Именно в ляденский период на его глазах будет происходить событие 1839 года – года воссоединения на Полоцком соборе униатов с Православной церковью.
21 августа 1839 года его рукополагают во диакона, а 22 августа во пресвитера при Блонской Свято-Троицкой церкви игуменского уезда. А уже оставив должность учителя в 1843 году, он стал настоятелем березинского храма Преображения. В 1846 году назначен духовным депутатом. 1849 году – награжден набедренником. С 51 по 53 исполнял должность благочинного Березинского округа, а с 53 — назначен благочинным. В этом же году награжден скуфьей. В 1861 году награжден камилавкой, в 66 году – наперстным крестом от Синода, в 67 – орденом святой Анны 3 степени. В 1868 году снова был избран духовенством и утвержден Епархиальным начальством на должности благочинного, на которой и прослужит до момента назначения его в Борисов. С 3 октября 1969 года член правления Божинского духовного училища[6].
22 февраля 1871 года умирает протоирей Павел Лисович, а с 1 марта новым настоятелем и протоиереем становится Роман Пастернацкий[7]. Как и благочинный священник Климент Гродзицкий отец Роман участвует всецело в строительстве нового каменного храма. Работа в комиссии это подразумевает, плюс ведь он же настоятель будущего храма. 30 марта 1874 года награжден орденом святой Анны 2 степени[8]. 20 октября в 1874 года он становиться участником освящения собора. В 1875 году 1 сентября отец Климент Гродзицкий переходит преподавать в Несвижскую учительскую семинарию, потому хорошо знакомого ему отца Романа избирают новым благочинным 1 округа борисовского уезда. В 1878 году 12 августа его опять избирают на должность благочинного[9]. В 1880 награжден палицей[10], а в 1882 — орденом князя Даниила I-ого 3 степени[11].
Все эти годы, почти 20 лет отец Роман при всей своей занятости и должностях ухаживал за тяжело и неисцелимо больной супругой, которая все эти годы была лежачей. Это трудное испытание его любви и преданности увенчалось ее блаженной кончиной. Вскоре после смерти жены, в 1884 году 29 сентября, «согласно желанию», отец Роман принимает монашество и постригается с именем Рафаил. А 1 октября его возводят в сан архимандрита и настоятеля Слуцкого Свято-Троицкого монастыря[12]. На его же прошлое место в Борисов назначат священника Фому Русецкого, настоятеля Изяславской Рождества Богородичной церкви, минского уезда[13].
На поприще монастырского делания, по свидетельству его современников, отец Архимандрит смог обратит народное внимание белорусов на всю красоту спасительной монашеской жизни, своим примером он смог привлечь в пустующий некогда монастырь своих собратьев священников и многих иных. Можно сказать, что трудами отца Рафаила жизнь слуцкого монастыря получила новый импульс, наполнилась содержанием[14].
В 1887 году 24 мая умирает единственный сын отца Рафаила Иван[15], ученый, врач-хирург и психолог варшавского университета. Эту утрату отец архимандрит переносит с болью в душе стойко с верой. Конечно, смерть сына отразилась на его жизни, однако надо отметить тот факт, что, не поддавшись искушению саможаления, он сможет пройти и этот путь, ведь после кончины сына он проживет и прослужить монастырскому делу еще 11 лет.
В 1888 году за усердное управление монастырем его наградят орденом святого Владимира 4 степени. А в 89 году орденом святого Владимира 3 степени.
Прослужив до 1898 года в должности, наполненной многочисленными заботами, обязанностями, трудами по вопросам богослужебным, образовательным, проповедническим, хозяйственным и иным, 5 мая отец архимандрит отойдет ко Господу[16]. И что удивляет, 22 мая 1898 года на место настоятеля слуцкого монастыря придет его собрат и товарищ по жизни и пути, с которым вместе служили и на березинщине и в Борисове, когда-то неманицкий настоятель, отец Климент Гродзицкий!
[1] МЕВ 1868, № 23, С. 327
[2] МЕВ 1871, № 11, С. 81; МЕВ 1871, № 10, С. 74
[3] МЕВ 1871, № 24, С. 187
[4] МЕВ 1874, № 22, С. 705
[5] МЕВ 1889, № 23, С. 674-694
[6] МЕВ 1869, № 22, С. 317
[7] МЕВ 1871, № 10, С. 74; МЕВ 1871, № 11, С. 81
[8] МЕВ 1874, № 8, С. 129
[9] МЕВ 1878, № 21, С. 553
[10] МЕВ 1880, № 10, С.271
[11] ДЕВ (Донские епархиальные ведомости) 1882, № 24, С. 905; СЕВ (Симбирские епархиальные ведомости) 1882, № 23, 175
[12] МЕВ 1884, № 20, С. 430
[13] МЕВ 1884, № 20, С. 430-431
[14] МЕВ 1889, № 23, 679
[15]В 1868 году он, как выпускник Минской семинарии, был уволен из духовного звания, так как поступил в Петербург в Медико-хирургическую академию. См: МЕВ 1868, № 12, С. 165
[16] МЕВ 1898, №10, С. 196