Понедельник, 14 октября
Shadow

ТАИНСТВА В ЦЕРКВИ

«Таинствами Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение, запечатление веры — делом веры, принятие отсюда залога вечных благ.» Епископ Игнатий (Брянчанинов)

     В  этой  статье  я  хочу  остановиться  на  вопросе,  что  такое  Таинства,  и  какое  место  они  занимают  в  церковной  жизни.  Чтобы  ответить  на  этот  вопрос  нужно  сначала  уяснить,  в  чем  же  заключается  новизна  Нового  Завета.  И здесь  необходимо  отметить,  что  в  христианстве  мораль  и  нравственность  имеют  прикладное  значение,  не  в  смысле  принижения   их  значения,  а  в  смысле,  что  для  христианина  недостаточно  быть  существом  моральным.  Цель  христианина  быть  Богоподобным — нравственность  и  мораль  обязательные,  неотъемлемые  части  жизни,  но  они  являются  лишь  необходимой  ступенью  для  встречи  человека  с  Богом —  Богообщения.

     Новизна  Нового  Завета  заключается  в  личности  Христа,  нашего  Спасителя,  Бога  и  нашего  общения  с  ним,  причем  общения  непрерывного,  ежеминутного,  жизнью  во  Христе.  Христос  пришел,  чтобы  Спасти  нас.  Христос  сам  об  этом  заявляет  в  Евангелие:   «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10). «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6).

      Для  непосредственного  Богообщения  человека  и  Бога  Господь  основал  на  земле  Церковь  и  установил  Таинства,  в  которых  мы  соприкасаемся  с  Богом.  Катехизическое  определение  Таинства: «Таинство есть от Богом, установленное церковное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа».  Из  этого  определения  мы  видим:

—  Таинства  установлены  Богом;

—  содержатся  Таинства  в  Церкви,  её  же  и  совершаются;

—  Таинство  есть  священнодействие – совершается  священством;

—  Таинства  имеют  определенный  чин  совершения;

— Таинства  совершаются  только  над  верными —  условием  принятия  Благодати  Святого  Духа  является  вера.

    Церковь  содержит  семь  Таинств:  Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение.  Кроме  Таинств  в  церкви  существуют  и  различные  освятительные  чины.

      Очень  важно  учитывать,  что  сами  по  себе  Таинства  не  гарантируют  нам  спасение.  Они  лишь  вселяют  в  нас  силу  Христову,  но  спасение  зависит,  как  мы  распорядимся  даром  данным  нам  в  Таинствах.  Спасение –  это  задача  нашей  жизни,  а  как  мы  её  решим,  зависит  от  нашего  труда,  направленного  на  то,  чтобы  быть  с  Богом,  недопущения  грехов,  отлучающих  нас  от  Христа.

        Таинства  можно  разделить  на  неповторяемые (Крещение, Миропомазание, Священство, в идеале — Брак)  в  которых  меняется  природа  человека – он  получает  Дар  Божий,  становиться  способным  к  жизни  с  Христом,  и  повторяемые  (Покаяние, Причащение, более частно — Елеосвящение)  к  которым  христианин  часто  прибегает  и  в  которых  Господь  помогает  человеку  в  этой  жизни,  укрепляет  его,  восстанавливает  с  ним  связь.

        Но  существует  в  Церкви  такая  проблема,  как  магизм – для  многих  людей  Таинства  суть  магия,  не  предполагающая  никакой  внутренней  работы  человека. Если  какое  либо  Таинство  выполнено  правильно,  по  всем  канонам,  то  результат  гарантирован.  Священник  превращается  в  мага.   Человек  снимает  с  себя  всю  ответственность  за  свою  религиозную  жизнь  и  перекладывает  все  на  обряд,  форму.

               Есть  прихожане,  есть  захожане.  Как  и  в  любом  храме,  основное  количество  «посетителей»  хотят  подать  записку,  поставить  свечку  об  упокоении – о здравии  это  по  «совместительству».  При  чем  в  этом  случае  сама  форма,  обряд  становится  самодовлеющей – то,  что  положено  я  выполнил,  а  дальше  дело  Батюшек,  Церкви.  Забывается  дело  сердца,  её  совместное  устремление  с  Христом.  В  Церковном  учении  есть  такое  понятие  как  синергия – сотворчество  Бога  и  человека  на  пути  к  Спасению.

               Но  в  тоже  время  Таинства  не  зависят  от нравственного  состояния человека   —  они  объективно  действительны – обусловлены  не  людьми,  а  Церковью. Таинства  Бога  святы  и  действенны,  а  вот  конечный  результат зависит  от  действий  человека.  Если  мы  принимаем  Таинства    для  того,  чтобы  жить  с  Христом,  тогда  Таинства  укрепляют  нашу  связь  с  Богом.    В  ином  случае  они  идут  в  осуждение.

              Подводя  итог,  нужно  отметить,  что,  во-первых  —  без  веры  участие  в  Таинствах  невозможно:  «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).  Во-вторых,  мы  должны  принимать  Таинства  исключительно  для  жажды  Бога,  соединения  с  ним,  Богообщения.  В-третьих,  необходимо  избегать  магического  взгляда  на  Таинства,  сочетать  их  со  своей  нравственно-духовной  деятельностью,  чтобы  взрастить  то  семя,  которое  мы  получили,  участвуя  в  Таинствах.

    Источник:  Игумен  Петр  Мещеринов  —  Таинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *