Среда, 11 декабря
Shadow

Бог воплотился дабы всех воскресить

Господи — это же ты!

Это — впервые.

(Андрей Вознесенский)

 

Истинность и неизбежность воскресения

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно, определенно  и однозначно раскрыта в Священном Писании.

Истинность воскресения  вытекает непосредственно и  из глубинных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем  и  всеправедном.

Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11, 17), Иовом, во время его  тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19, 25-26); пророком Исаием: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов»(Ис. 26, 9).

Пророк Иезекииль видел самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез.  37).

Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (Иов. 19, 25, 26; Ис 26, 19; Иез 37; Дан 12, 2; 2 Мак. 7, 9 и др.).

И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного (Евр. 11, 13-20).

Через пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня»(Ос. 13, 14).

Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5, 25). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресению жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29)

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 29, 31, 32).

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20, 21, 22).

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны.

Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное … не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор. 15, 44, 51, 52).

Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного он  обратится в нетленный.

Преподобный. Иоанн Дамаскин пишет : «Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков.»

Смерть как дорога

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся  в  предшествии  вечного блаженства, а души грешников — в предшествии  вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23).

Смерть имеет важное  значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой.

С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое, всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. ап. Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших её частей.

О молитве за всех

Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5, 16).

Св. апостол Павел  пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех  человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1-4).

Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника»(Иак. 5, 16).

Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Св. апостол Павел писал христианам: «..а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни»(Рим. 14, 8).

Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших.

Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Мак. 12, 39-45).

Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании.

Cвятитель Григорий Нисский: произнес слова, которые удивительно верно определяют  саму значимость жизни и смерти  «Смерть многих устрашает и кажется самым жестоким наказанием за грех, но так можно судить только по неразумию, потому что в действительности смерть является самым благодетельным концом печальной жизни грешных людей».

Новый Завет о воскресении

В Новом Завете Господь Иисус Христос проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит, прежде всего, важнейшим доказательством Его Божественного достоинства. По выражению апостола, Он «скрылся Сыном Божиим чрез воскресение из мертвых» (Рим. 1, 4), так как до воскресения слава Его Божества была сокрыта под покровом уничиженного человечества.

Воскреснуть самому, своею собственною силою, воскреснуть не в жизнь временную, а в жизнь вечную — это возможно только для Того, Кто, будучи человеком, в то же время есть Бог, Владыка жизни и смерти. Кто поэтому имел власть, как положить душу Свою за других, так имел власть и опять принять ее (Ин. 10, 17-18).

Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, то он указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15-16).

Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как никоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 12-20).

То есть Его воскресение — начало нашего воскресения, одно без другого не имеет смысла. Господь совершил всё домостроительство нашего спасения не ради Себя самого, а ради нас. И воскрес Он не для Себя, а для нас, чтобы с Собой со-воскресить и всех людей

Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Апостол. Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 35-44).

Библиография:

Библия. «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». М.: РБО, 2000. – 1337 с.

Преподобный Ефрем Сирин  «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа»lib.pravmir.ru/library/readbook/858

Несмелов В. «Догматическая система святого Григория Нисского» СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. –642с.

Преподобный Иоанн Дамаскин «Точного изложения православной веры»  Кн.4 гл. 27 Вехи 2001

Писания мужей апостольских. СПб.: Амфора, 2007. — 480с

Протопресв. Помазанский М. «Православное Догматическое Богословие»: Изд-во Благовест, Рига: 1993. –240с.

Свящ. Лоргус А.  «Православная антропология». Курс лекций . М.: Российский Православный Университет им. апостола Иоанна Богослова, 2001.-216с.

Епископ Иларион (Алфеев) «Таинство веры». Из- во: Эксмо  Серия: Золотой фонд христианства 2008.- 400 стр.

Александр А. Соколовский

1 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *