Каждый день человек совершает множество дел: просыпается, умывается, одевается, ест, трудится на работе, добывая себе средства для своего существования, отдыхает после тяжелого трудового дня. И это все – не самый полный список совершенных человеком за день дел! Это лишь главные заботы человека в течение дня. Однако если хорошенько присмотреться, то мы увидим, что все эти действия, выполняемые человеком, относятся к внешней деятельности его, — уходу и заботе о теле. Этими действиями человек дает жизнь своему телу. Только важно помнить, что человек состоит не только из тела. А как же то начало, которое оживотворяет наше тело? А как же душа? Ведь созданный Богом человек имеет не только тело, но еще и душу, которая также нуждается в надлежащем уходе и, может быть, в лучшем уходе чем тело. Об этом нужно помнить всегда. Забота о душе должна стать главным деланием человека. Тем более человека, который называет себя христианином. Повседневная забота не должна затмевать нашей памяти о душе.
Но тут может возникнуть вопрос: «как ухаживать за душой?». «Что нужно душе человека?» За ответом на этот вопрос обратимся к святоотеческому наследию. Обратимся к святым отцам, которые не только знали ответы на эти вопросы, но и через свои труды позволили и нам иметь таковые знания.
Из Священного Писания, а также творений святых отцов мы узнаем, что самое главное, что нужно нашей душе – это молитва. Не даром апостол Павел в своем послании призывал: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17). Молитва – это беседа человека с Богом. Преподобный Иоанн Лествичник, чтобы показать важность молитвы говорил, что молитва является не просто нашим разговором с Богом, но это «единение человека с Богом»[1]. Это единение в молитве сообщает жизнь нашей душе. Молитва, если хотите – это, прежде всего, наша пища. Молитва есть средство, которым мы вырастаем для вечной жизни. Молитва укрепляет дух человека, невозможное делает возможным, трудное — легким. То, что человек имеет возможность общаться с Богом посредствам молитвы — это величайшее благо. Протоиерей Андрей Николаиди считает молитву таинством. «Молитва — это великое таинство веры, – говорит он, – это великое чудо: Творец неба и земли, Владыка бесчисленных созвездий и галактик, Царь всего мира, всего видимого и невидимого, позволяет нам, людям, у каждого из которых есть свои немощи, свои недостатки, обращаться к Нему и называть Его, Владыку и Вседержителя, пред Которым в благоговейном трепете падают ниц лики чистых бесплотных ангелов, просто «Отче наш» – «наш Отец»[2].
По мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского «молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения». Из этих слов видно, что в жизни христианина молитва должна занимать очень важное место и, что молитва бывает разного рода. Так молитва бывает благодарственной. Через такую молитву человек благодарит Господа за все те милости, которые получает от Бога. Эти милости бесконечные, поэтому такого рода молитва должна непрестанно совершаться человеком. Есть молитва иного род – просительная. В такой молитве человек изливает перед Богом свои прошения: попросит Его всесильной помощи и всего необходимого для жизни. В славословной молитве человек прославляет своего Творца.
Молитва благоприятно сказывается на человеке. Для того чтобы показать действие молитвы, некоторые святые отцы прибегали к аналогиям. Так святитель Филарет Московский сравнивал молитву с магнитом. «Молитва веры есть духовный магнит, – говорит святитель, – привлекающий благодатную и чудодейственную силу»[3]. Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и молитва притягивает к человеку божественную благодать. То есть молясь Богу, человек обращает на себя Его внимание. Бог сам начинает беседовать с человеком, одаривая его Своими благами.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, желая показать благодатное влияние молитвы на человека и его душу, прибегал к аналогии зажигательного стекла. «Зажигательное стекло, – говорил святой, – когда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредотачиваются в одной точке зажигаемого предмета, всею своей совокупностью действуют на него, и таким образом, как бы всё солнце в уменьшенном виде помещается в предмете. Так и в молитве, тогда наша душа согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем — Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всей Своей простотой и Своей силой»[4].
Все эти примеры не случайны. Они указывают на то, что человек должен внимательно и ответственно подходить к деланию молитвы. Человек не должен и дня прожить без этого благодатного общения с Богом. Именно поэтому Церковь установила специальное молитвенное правило для христианина, состоящее из утренних и вечерних молитв, которое должно выполняться ежедневно. Оно напоминает верующему человеку о необходимости быть в молитве. Молитвенное правило является неким жизненный ритмом необходимым для души человека. Без него душа легко может выпасть из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. Ибо молитва — это серьезный труд, в котором одного «вдохновения» и «настроения» недостаточно. К этому труду нужно себя приучить. И легче всего это сделать – выполняя молитвенное правило.
Многие христиане говорят о том, что не всегда удается утром или вечером почитать молитвы из молитвослова. Одни объясняют это отсутствием времени, так как утром все спешат на работу. Другие находят еще какие-нибудь причины. Таковым хочется сказать, что читать утренние молитвы можно и по дороге на работу. Едешь, скажем, в троллейбусе на работу, и читаешь молитвы. Появилась на работе минутка – вспомни о Боге и помолись ему. При желании можно найти время на молитву. Главное, чтобы это желание было. Как сказал святитель Иннокентий митрополит Московский «не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться»[5].
Однако важно помнить и то, что молитвенное правило должно выполнятся человеком в соответствии с его физическими и духовными силами. Ибо правило, выбранное не по силам, может привести к самым печальным последствиям. Это может быть и потеря желания молится, и проблемы домашние, когда верующие супруг или супруга берут на себя столько молитв, что за ними не имеют времени уделять домашним попечениям. Молитва не должна становиться обузой. Но нельзя и сильно упрощать молитвенное правило. Протоиерей Алексий Уминский так говорит по этому поводу: «Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти. Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
Выполнение утренних и вечерних молитв важно. Однако важно помнить, что молитва — это не занятие в определенное время суток, а постоянное состояние духа. Нельзя отводить на молитву «двадцать минут» утром и «тридцать вечером», а остальное время находится вне молитвенного настроения. Молитва является деланием постоянным. Апостол Павел призывал «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18). Комментируя эти слова апостола, Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал: «не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всякое время приступай к молитве. Беспрестанно, говорит, молитесь… Нужно молиться непрестанно с бодростью духа»[6].
Цель молитвы состоит в том, чтобы человек через молитву непрестанно находился в памятовании о Боге. Ибо Бог смотрит не на количество времени, проведенное в молитве утром и вечером, а на расположение сердца. Богу нужно не потраченное время, а сердце человека. Сердце, отданное Богу и Богом наполненное. Святитель Феофан Затворник так говорил об этом: «что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Нему. Мысль о Боге — мысль о Его Вездесущии, о том, что Он везде есть, всё видит и всё содержит. Чувство к Богу — страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего, Ему неугодного, и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.»[7]. На протяжении всего дня человек должен молится и обращать свои мысли и чувства к Богу, а не только в определенное время. Ибо «кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится»[8].
Но как научить себя этому? Как настроить себя, чтобы память о Боге всегда занимало сердце человека? Ответ на эти вопросы легко найти в святоотеческой литературе. Святые отцы указывали на то, что лучше всего поддерживают молитвенное настроение – краткие молитвы, повторяемые человеком в течение дня. Это и «Господи помилуй», и «Слава Тебе Боже», и «Боже, милостив будь ко мне грешному». Такие молитвы будут сосредотачивать внимание на Боге и человек будет помнить о Нем всегда. Святитель Феофан Затворник так писал о пользе кратких молитв: «памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому, как писал, краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Вот Вы уже начали ее — и продолжайте; сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент все держите в мысли, что Господь близ, и взывайте к Нему из сердца: Господи, помилуй!»[9].
«Недостаточно молиться время от времени, только когда нам что-то нужно от Бога; надо молиться всегда: утром, вечером, в течение всего дня, в течение всей нашей жизни. И центром молитвы должно быть не что-то конкретное, чего мы просим у Бога, но Сам Бог, потому что главным содержанием молитвы является именно встреча с Богом, возможность открыть Его для себя»[10].
Вся жизнь человека должна быть сопряжена с молитвой. Ибо «без молитвы духовная жизнь человека и алчет, и жаждет, и умирает»[11]. Поэтому каждый человек должен совершать молитвенное делание на протяжении всей жизни. Без молитвы христианин – «не христианин». Нужно стараться, чтобы молитва стала стержнем, основой нашей жизни. Нужно работать над тем, чтобы молитва достигала нашего сердца и через сердце восходила к Богу. Тогда и Бог будет благосклонен к нам.
Священник Алексей Савко.
[1] Изречение святых отцов о молитве. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-molitve
[2] Протоиерей Андрей Николаиди. Беседа о молитве. Часть 2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pravlife.org/content/besedy-o-molitve-chast-2
[3] Свод житейской мудрости. Цитаты святителя Филарета Московского. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/authors/50704.html
[4] Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ioann_kron/tom_1/txt06.html
[5] Изречение святых отцов о молитве. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-molitve
[6] Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Ефесянам. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/24
[7] Феофан Затворник. О непрестанной молитве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/9/zatfe01/txt07.html
[8] Протоиерей Андрей Ткачев. О Молитве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/74394.html
[9] Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/duhov_zhizn/txt09.html
[10] Игумен Иларион (Алфеев). О Молитве. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/#_Toc265529959
[11] Изречение святых отцов о молитве. Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-molitve