Святая Православная Церковь чтит память святителя Николая Чудотворца: 6 (19 н. с.) декабря, 9 (22 н. с.) мая. В богослужении ему так же посвящен каждый будничный четверг. Декабрьское празднование традиционно для Поместных Православных Церквей и связано с преставлением святого (Ликия (совр. Турция) — около 345 года). Майское же празднование памяти связано с перенесением мощей святителя в итальянский город Бари.
Как известно из жития святого изначально он был погребен в храме в древнем городе Миры (совр. г. Демре – Турция), где была его епископская кафедра. Эта церковь бала построена в IV веке практически сразу после смерти святителя и свидетельствует о незамедлительном почитании его как святым при жизни и заступником перед Богом после смерти. К сожалению та древняя церковь не сохранилась и в результате землетрясения была разрушена. На месте её была сооружена базилика (основной тип раннехристианского строительства храмов), которую позднее в VII веке разрушили арабы завоеватели. Современная церковь, руины которой сохранились до наших дней была построена не позднее VIII века. Она так же полностью не сохранилась, так как пострадала в результате наводнения и была полностью заилена грязью. Храм этот представлял собой базилику в форме креста с большим внутренним помещением. С VIII века церковь эта неоднократно подвергалась разграблению со стороны арабов завоевателей. Особенно сильно храм пострадал в 1034 г. В связи с этим Византийский император Константин IX Мономах и его жена Зоя Порфирородная отдали приказание окружить базилику мощной крепостной стеной, преобразовав её в монастырь.
Рис. 2 Изображение императора Константина IX (+ 1055) и его жены Зои в коленопреклонении перед Христом. Фреска. Собор святой Софии Премудрости Божией в Константинополе (Стамбул).
Император изображен приносящим Спасителю мешочек монет (вероятнее всего это связано с прижизненной щедростью императора для жалования духовенства и строительства церквей). У императрицы Зои в руках изображена грамота, которая символизирует список пожертвований на храм или, возможно, свиток Священного Писания.
Дальнейшие события храма, связаны с маем 1087 года, когда мощи святителя были насильственно увезены из города Миры. Венецианские и барийские купцы, которые путешествовали в Антиохию (которая в то время была под властью Византии (до 1098 г.)) на обратном пути остановились в Мирах Ликийских, где вооружившись вошли в церковь Святого Николая, связали
Рис.3 Гробница, где покоились мощи святителя Николая до перенесения их в г. Бари
монахов, стороживших святыню и из саркофага извлекли мощи святителя. В дальнейшем на корабле на следующий день они были увезены в итальянский город Бари (где поныне находятся сейчас). На сегодняшний день сохранился пустой саркофаг, где когда-то пребывали мощи святителя Николая (Рис.3). Легенда гласит, что некий пресвитер (Западной Церкви), который пребывал с купцами завернул мощи в верхнюю одежду в связи с отсутствием саркофага, и, в сопровождении торговцев, торжественно внес их на корабль. Уже 9 мая мощи при великом стечении народа были внесены в церковь святого Стефана, где происходили многочисленные исцеления. Через год была построена Базилика Святого Николая, которая была торжественно освящена Римским папой Урбаном II.
Рис.4 Базилика Святого Николая в г. Бари. Италия.
Рис.5 Гробница святителя Николая, где пребывают мощи в г. Бари.
О дальнейшей истории базилики Святителя Николая в Мирах известно мало. Вследствие нескольких землетрясений и затопления она находилась в полуразрушенном состоянии, а так же вся была покрыта до самого верха речным илом и грязью. Сверху виднелась лишь часть колокольни. Обнаружена она была случайно.
В середине XIX века со стороны благочестивых русских паломников были попытки восстановить древнюю церковь. Русский паломник и путешественник Андрей Николаевич Муравьёв возбудил сбор необходимых средств на реставрацию храма. Предполагалось создание нового паломнического центра.
Рис.6 Андрей Николаевич Муравьёв (1806 – 1874). Церковный историк. Православный духовный писатель и путешественник.
Церковные руины и прилегающая территория были выкуплены Всероссийским императором Александром II в 1863 г. Однако, сложившаяся ситуация во взаимоотношениях со Вселенским Патриархатом и турецкими властями не позволила восстановить древнюю святыню. Примечательно то, что в итоге церковные средства были переданы в 1910 г. Барградскому комитету для того, чтобы построить другой храм – Русскую Церковь святителя Николая в Бари. Этот храм планировался для того, чтобы на его базе создать русское подворье, которое бы помогало удовлетворять нужды русских паломников, в большом количестве стекавшихся для поклонения мощам святителя Николая. Изначально была построена деревянная церковь, а более позднее каменная, которая состоит из нижнего и верхних храмов. На данном этапе верхний храм принадлежит Русской Православной Церкви, где располагается подворье, а нижний – Русской Православной Церкви Заграницей.
Рис.7 Церковь святителя Николая Чудотворца в Бари. Италия. На этом месте располагается подворье Русской Православной Церкви. Церемония передачи храм Русской Православной Церкви состоялась в 2009 г. в присутствии итальянского и русского президентов. Окончательная передача подворья произошла в январе 2012 г.
В 1963 году, спустя сто лет, после того как были выкуплены руины церкви святителя Николая, на монастырской территории были произведены масштабные раскопки и были обнаружены древние монастырские стены, а так же настенные фрески, фрагменты цветной мозаики.
Рис.8 Внутренний вид храма Святого Николая в г. Демре. Турция
Рис.8 Внутренний двор храма Святого Николая
Рис. 9 Сохранившиеся фрагменты фресок храма Святого Николая в г. Демре
На данный момент базилика Святого Николая не является действующей. На храмовой территории располагается музей. Четверть суммы от продажи туристических билетов идет в фонд на восстановление историко-культурного наследия храма. В 2009 г. вместе с подворьем Русской Православной Церкви в Бари этот храм передан введение Русской Православной Церкви. В 2010 г. в базилике Святого Николая было проведено богослужение архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием (Морарем) (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, управляющий Среднеазиатской митрополией).
Библиография
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мира_(город) – Дата доступа: 17.05.2016
http://www.patriarchia.ru/db/text/1976024.html – Дата доступа: 17.05.2016
https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Святого_Николая_(Демре) – Дата доступа: 17.05.2016
https://mospat.ru/ru/2010/05/23/news18776/ – Дата доступа: 17.05.2016
http://www.pravenc.ru/text/77546.html – Дата доступа: 17.05.2016
https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Чудотворец – Дата доступа: 17.05.2016