Четверг, 2 мая
Shadow

О духовной силе молитвы

 — Что является самым быстрым в этом мире?

— Звук? Свет?

— Молитва, потому что она известна Богу до того, как ты её произнёс

 

О личном отношении с Богом

Для полноты христианской жизни, её устремлённости к Всевышнему Господу, всякому христианину необходима молитва домашняя и общественная, необходимо участие в богослужении.

Любовь всегда требует живых личных отношений с тем, кого любишь.

По отношению же к Богу – это молитва.  Сущность молитвы состоит из нашей мысли, которая соединена с чувством, идущим из глубины нашего сердца.

Современный греческий поэт Георгиос Веритис пишет:

«Благодарю Бога за то,

Что за каждым закатом

Следует рассвет…»

Без оптимизма нет жизни, а без веры невозможно будущее. И мы знаем, что, с Божьей помощью, рано или поздно взойдет солнце и ночная тьма уступит место дневному свету. Эта уверенность и дает нам возможность жить настоящим во всей его полноте, укрепляя себя упованием на будущее. 

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин наставляет «Через молитву восполняются оскудевающие человеческие силы, находится выход из трудной ситуации, через молитву проявляется ум, очищается сердце, преображается терпение, смирение и другие добродетели. Молитвою нынче стоит мир и поэтому необходимо всем усердно подвизаться в молитве. … Только с молитвой можно ныне устоять против греха и зла, соблазнов мира сего».

Наследие православной духовной и мистической традиции напоминают православным христианам, что они призваны быть «свидетелями сему» (Лк 24:48). Как свидетели новой жизни, пришедшей в мир через Христа, как свидетели преображения и воскресения, – мы можем, несмотря на окружающее нас смятение и мрак, хранить надежду на лучшее будущее.

 

Господь всё знает

По словам преп. Исаака Сирина «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется заодно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души»

Св. Иоанн Златоуст научает: «Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению. … Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний. Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, — более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как поверено тебе, проси Царствия Божия»

Мысль о том, что можно обойтись без помощи Божией является проявлением личной гордости.

Прежде чем начать молиться, мы должны попросить у Бога прощения за все наши ошибки и немощи.

Молитва должна сопровождаться состоянием покаяния. Чтобы наша молитва была действенной, мы должны ощущать, что сами являемся грешниками.

 Все наши просьбы в молитве должны произноситься со смирением, если мы хотим, чтобы Бог их услышал. И вообще смирение всегда должно сопровождать молитву.  «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19).

Согласно Феофану Затворнику: «Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. — Потому речь: «вот и Богу молитесь, а что получили?» — бестолкова. — Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю».

Просьба о помощи в молитве должна касаться наших духовных понятий, а не материальных. Но если мы просим духовной помощи, Бог подает нам и материальное благо, то, что полезно для нашей души.

 

Молитва — дыхание души

Как человек биологически умирает, если перестает дышать, так же он умирает духовно, если дышать перестает его душа.

Из этого следует, что молитва, как вопрос жизни и смерти для человека, должна быть непрестанной, постоянной, а сам человек должен молиться, невзирая на препятствия, трудности и немощи.

Молитва не должна зависеть от нашего желания или вдохновения. Поскольку мы дышим не по своей воле — так и молитва не должна соотноситься с нашим желанием, но должна восприниматься нами как насущная потребность. Она должна стать для нас абсолютной нормой, которая не подлежит обсуждению и должна просто соблюдаться.

Отсутствие желания молиться — это тяжкий грех, оно свидетельствует о том, что мы грешны, в чем особо и должны просить у Бога прощения.

 В отличие от телесного дыхания, молитва не самопроизвольна.

 Для нашей самоорганизации и реализации молитвенного делания мы должны использовать следующие факторы:

1) покаяние; Когда нам трудно молиться, мы должны покаяться в этом и попросить у Бога прощения за то, что нам не удается молиться, что мы не хотим молиться, что нам не хватает молитвенного усердия, что мы не можем молиться регулярно и т.д.

2) усилие воли; Когда трудно начать молиться или продолжать молитву, то этому нужно противостоять усилием воли. Нет молитвы без усилия. Это не умаляет значения благодати, которая помогает нам и облегчает для нас молитву, но означает, что в молитве всегда есть некая область, в которой все зависит от нас и на которую и должны быть направлены наши усилия

3) терпение; Практика молитвы требует большого терпения. Здесь нет ничего достигнутого раз и навсегда, ибо каждый день наша молитва вновь подвергается испытанию. Это следует осознавать и никогда не опускать руки под тем предлогом, что молиться трудно или что мы не достигаем результатов.

4) строгую дисциплину.

 

О молитвенном правиле

Чтобы достичь непрестанной молитвы, мы с самого начала должны организовать молитвенную жизнь и для этого установить себе ежедневное правило, которого следует строго придерживаться. Его выполнение не должно зависеть от нашего настроения или желания; мы не должны ждать того, чтобы у нас, например, появилась расположенность к молитве.

 Это правило состоит в том, чтобы, во-первых, молиться, по меньшей мере, два раза в день, утром и вечером, и, во-вторых, каждый раз проводить в молитве определенное количество времени.

Поначалу мы не должны быть слишком самонадеянными и устанавливать себе такое правило, которое наши жизненные обстоятельства не позволят нам в дальнейшем выполнять всегда: регулярность и качество важнее количества.

 Св. Игнатий Брянчанинов наставлял: «Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известные часы, достаточное употребление здоровой пищи.»

Сохранению внимания на молитве и правильному ее течению помогают святые иконы. Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою, но ум твой храни безвидным».

В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (Ср.: Мф. 6,6).

Важным условием правильной молитвы является внимание к словам молитвы. «Качество истинной молитвы состоит в том, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании… Произноси слова с крайней неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы».

 

Потребность в молитве

Молитва жизненно необходима. Она является пищей и жизнью для души.

Молитва помогает нам быть ближе к Богу, к другим и к самим себе.

Молитва должна быть важнейшим предметом наших помыслов и быть первым делом, с которого мы начинаем день.

Ничего невозможно приобрести навсегда. Каждое утро мы переживаем новое начало.

 На протяжении последующего дня нужно следить за тем, чтобы не забывать молиться перед любым делом и все время, пока мы его делаем. Благодаря этому благодать Божия помогает нам принимать правильные решения и избавляет от беспокойства по этому поводу. Молиться нужно и по завершении всякого дела.

Молитва помогает нам более насыщенно и качественно проживать каждый момент своей жизни. Поэтому она делает нас, с одной стороны, менее отстраненными от того, что нас окружает, менее равнодушными, а с другой, — она позволяет нам отстраниться от этого мира и прикрепиться к миру иному — тому, в который мы войдем после смерти и в котором будем жить в вечности.

Святейший Патриарх Кирилл так говорит о сегодняшней ситуации «Современный человек нуждается в молитве, может быть, сильнее, чем предшествующие поколения. Он нуждается в молитве именно потому, что ни с чем не сравнимое бурное развитие жизни оказывает на человеческую личность огромное разрушительное воздействие. Именно для того, чтобы уравновесить обрушивающиеся на человека проблемы и конфликты внутренней духовной силой, и нужна помощь Божия»

 

Библия. Книги Священного писания. Ветхого и Нового Завета ОБО.1992

Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь wco.ru

Свт. Иоанн Златоуст О молитве http://www.rusidea.org/?a=25092702

Свт Игнатий (Брянчанинов). О молитве   М.   1998

Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 11   М.,. 1997

Патриарх Кирилл о молитве и темпе современной жизни www.zavet.ru

14 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *