Некоторое время назад я увидел сообщение о человеке, который стал жертвой жестокого преступления. Поскольку его обидчики были богатыми и влиятельными людьми, власти не только отказались наказать их, но обвинили самого этого человека и готовились отправить его в тюрьму. Я перепостил это сообщение, выразив свое возмущение таким беззаконием. Прошло какое-то время, и в Интернете стала появляться другая информация — версия этого человека стала выглядеть все более запутанной и неправдоподобной. Наконец, некоторые мои знакомые встретились с ним лично и подтвердили возникшее впечатление. Похоже, этот человек просто лгал. Мое праведное негодование было совершенно не по адресу.
Интернет — пространство полной свободы. Любой человек, у которого есть доступ, может поделиться какими угодно сведениями и мнениями со всем миром. С одной стороны, это хорошо — у злодеев меньше возможностей скрывать их темные дела, а благонамеренные граждане могут открыто обсудить волнующие их проблемы. С другой — надежность распространяемой таким образом информации оказывается очень низкой. Мы все видели, как это бывает: один блогер услышит что-то в разговоре (например, что в Москву прибывает чеченский ОМОН), еще десяток блогеров это перепечатает, потом это уже напечатают — как новость часа — «серьезные» новостные ленты, и так слух становится фактом.
Начать опровергать слухи — значит только помогать их распространению. К примеру, блогер N напишет о Вас, что Вы воруете серебряные ложки. Блогеры Х, Y и Z тут же перепечатают это с комментарием — посмотрите люди добрые, каков мерзавец! Ходит с постным видом, а сам ложки тырит! Вот лоялисты/болотные активисты/православные/евреи/велосипедисты (нужное подчеркнуть) они все такие!
Если Вы, по неосторожности, явитесь к этим блогерам в их журналы и станете горячо уверять, что Вы отнюдь не тырите ложек, Вы втянетесь в изнурительную дискуссию, целью которой будет прояснить, не тырите ли Вы заодно вилок, ножей, а также часов и бумажников. И что Вы так нервно оправдываетесь-то? Совесть нечиста? Эти обсуждения привлекут внимание, и попадут в топ Яндекса. «Ложки, украденные имярек» будут встречать каждого посетителя поисковых систем.
Многие станут искренне недоумевать, о чем тут вообще можно говорить с человеком, который (как это уже известно всему Интернету), тырит ложки, ворует бумажники и к тому же угоняет автомобили. Новостные ленты также вскоре украсятся сообщениями о том, что «кражи, которые, как сообщается, совершил имярек, вызвали оживленную реакцию в блогосфере… имярек, оправдываясь, явно нервничает».
Нет, это будет подаваться не как доказанный факт — вдруг у Вас найдется время и деньги, чтобы судиться — но как «то, о чем все говорят». Ваши знакомые начнут смотреть на Вас опасливо, и запасаться пластиковыми столовыми приборами на случай, если Вы заскочите в гости.
Слухи, которые могут вызывать раздоры, губить репутации, ссорить друзей, разрушать семьи и даже провоцировать войны — явление, конечно, гораздо более древнее, чем Интернет. О нем постоянно говорится в Священном Писании, начиная с одной из Десяти Заповедей: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16). Книга Притч называет в числе того, что ненавидит Господь.. что мерзость душе Его, лжесвидетеля, наговаривающего ложь и сеющего раздор между братьями (Прит 6:16—19).
Читатель может подумать: ну разве тут об этом? Лжесвидетель — это тот, кто дает ложные показания. А я просто перепостил ссылку. Но мы несем ответственность перед Богом за все, что сходит с нашего языка, — или с нашей клавиатуры. Это не значит, что мы не должны распространять информацию, скажем, о преступлениях, которые пытаются замять. Это просто значит, что мы должны серьезно и тщательно относиться к тому, что мы передаем. Потому что, если в итоге окажется, что мы передаем ложь, мы повинны в нарушении заповеди. Этот грех легко совершить — и я сам, увы, совершал его не один раз, но давайте будем осторожны и рассудительны. Наше благородное возмущение безобразиями по ссылке абсолютно не избавляет нас от ответственности за свои слова.
Да, легко увлечься искренним негодованием — ведь негодовать на злодеев, чувствовать себя при этом ангелом света так приятно. Да и как не вознегодовать на злодеев, когда мерзавец, совершивший преступление, благодаря взяткам и знакомствам уходит от наказания? А может, стоит чуть притормозить и допустить мысль, что, возможно, это невиновный человек, которого оклеветали? Легко исполниться благородной ярости, когда коррумпированная правоохранительная система ломает жизнь невиновному. А может, это как раз мерзавец, изобретательно апеллирующий к толпе благонамеренных лохов? Может, стоит потратить больше времени и сил на то, чтобы разобраться?
Общественная активность в Интернете — это очень важно. Мы не должны молчать. Но мы должны отдавать себе отчет, что за наши слова кто-то будет расплачиваться репутацией, а кто-то — и свободой.
Это особенно важно, когда речь идет о спорах внутри Церкви. Легко поддаться порыву обличить зло в лице своих же братьев и сестер, которые разошлись с нами во мнениях по тому или иному поводу. Уж поводы-то нам обеспечат, не сомневайтесь, над этим работают серьезные духовные силы. Православные люди в недогматических вопросах могут не соглашаться между собою — это нормально. Ненормально другое — когда ярость благородная вскипает, как волна, и в адрес оппонентов (как мирян, так и священноначалия) бросаются самые тяжкие и страшные обвинения, которые считается необязательным обосновывать. Ведь когда человек охвачен таким благородным негодованием, ему не до проверки фактов или выбора выражений. Он борется за Правду — и ему некогда думать о том, не ложь ли он говорит. Поэтому когда Вы охвачены праведным гневом — это сигнал тревоги. Вы собираетесь сделать или сказать что-то, о чем потом будете сожалеть.
Как сказал святой апостол Иаков, Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1:26). К клавиатуре это тоже относится.
Журнал Фома
Автор: ХУДИЕВ Сергей