Сегодня Православная Церковь празднует память всех святых Богу угодивших. Зададимся вопросом: кто такие святые? Это единая христианская семья во главе со Христом, которая в самом начале состояла из его учеников – апостолов. Это простые рыбаки, которые поверили Иисусу, пошли за Ним, отдали свою жизнь на служение Правде и Истине. Именно их Господь послал проповедовать по всему миру. И вокруг них зарождалась единая Церковная община, единая Церковная семья. День сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Церковь получила особую благодать. Господь еще до своей смерти говорил что «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Вот эта благодать, эта энергия Божественная, которая сошла на апостолов в день Пятидесятницы, она заставляет человека задуматься о смысле его жизни. У каждого человека есть разум, у каждого человека есть телесные немощи и у каждого человека есть совесть. С точки зрения биологии невозможно объяснить, откуда у живого существа может появиться совесть. Логика естественного отбора убеждает нас, что организм с таким неполезным свойством попросту не выжил бы в окружающем его жестоком мире.
Однако Библия говорит о том, что человек есть образ и подобие Божие. И этот образ Божий человек должен реализовывать своей жизнью. Голос совести есть ни что иное, как голос нашей души. К сожалению, иногда наша совесть засыпает, когда мы забываем о духовной жизни, о Боге, о Его Правде и живем лишь только для того, чтобы существовать с удовольствием. Но порой голос совести все же обличает нас. И тогда человек приходит к покаянию.
Возвращаясь к событиям Пятидесятницы, мы видим, что как только благодать Духа Божия коснулась апостолов ап. Петр обратился к верующим с проповедью: «Покайтесь!», т.е. осознайте, что и мы виновны в том, что Христа распяли. И все собравшиеся принесли это покаяние.
Покаяние обозначает перемену. Перемену наших мыслей, наших чувств, наших настроений, перемену смысла нашей жизни. Центром нашей жизни становится Христос. Как говорил ап. Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). И действительно, когда человек живет по Евангелию, по заповедям Божиим, то в нем живет сам Христос. Поэтому Церковь это не просто храм — это общество верующих. Храм это место, в котором люди собираются для прославления Бога. Но сами эти люди, у которых одна вера, вера в Божественное Откровение, одни заповеди ко спасению и богопознанию, одно священноначалие, одно церковное устроение, одно богослужение, одни Таинства называется Церковью. И мы с вами тоже Церковь, мистическое Тело Христово, где Бог и человек сотрудничают для спасения всего мира.
И конечно получив эту благодать, апостолы весьма изменились. Неграмотные рыбаки стали величайшими мудрецами, сумевшие своим словом покорить весь мир. От них Христову веру восприняли их ученики – мужи апостольские. И по сей день, мы имеем эту благодать апостолов и свидетельство Истины о Христе.
Читая послания апостолов можно увидеть что они, обращаясь к верующим, называли их святыми. Настолько их жизнь отличалась от жизни окружающего мира. Когда в Ефесе началась эпидемия, все население спалось бегством. И только христиане остались в городе, чтобы ухаживать за теми, кто болен и погребать тех, кто уже умер от болезни. Видевшие это удивлялись, спрашивая, что это за люди. Разве можно так жить ради других рискуя собственной жизнью?
Один из учителей святителя Иоанна Златоустого, а он учился в языческой академии, говорил: «какие женщины у христиан! Если бы наши женщины жили бы как они, мир бы преобразился до неузнаваемости.
Но сегодня услышим ли мы, что глядя на нас с вами, христиан, преображается мир? Порой, напротив, там, где собираются христиане, начинаются раздоры, склоки, нестроения. Об этом предупреждал Христос. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13). И если мы, христиане, потеряем свою сущность, превратимся в национальный или идеологический придаток мира сего, забудем, что мы Царство Божие на земле, то будет по слову Господню «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).
Сегодня праздник всех святых, день ангела каждого из нас. Все мы носим имена святых угодников Божиих. И все мы как они на небе, так и мы на земле, должны являть единство веры и любви… Самое главное чтобы каждый из нас стал храмом Божиим.
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко)