«Ничто тварное удовлетворить нашего духа не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает, и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нём успокаивается. Когда достигнет сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может».
Святитель Феофан Затворник
Имя «Феофан» с греческого переводится как «Богоявление». Примечательно, что маленький домовый храм, где в затворе ежедневно в течение последних одиннадцати лет своей жизни совершал Божественную литургию святитель Феофан Затворник, освящён в честь Святого Богоявления.
Примечательно и то, что сама кончина Вышенского затворника последовала именно в день Богоявления в 1894 году, после отслуженной им последней Литургии.
В связи с тем, что в день самого Богоявления не совершается память святых, дата празднования дня памяти святителя Феофана была перенесена с 19 января на четыре дня вперёд – 23 января – на день его рождения.
Жизнь и деятельность
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.
В 1841 году окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.
Восемь лет иером. Феофан проходил служение в Иерусалиме и Константинополе, что имело большое значение для его духовного становления. Поездка на Восток была событием в жизни Феофана. Его церковный кругозор очень раздвинулся. В мировоззрении Феофана есть вселенская смелость, большая духовная свобода и гибкость, свобода от быта
С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 году. Святитель Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии.
Ревностный труженик на ниве церковной в 1857 году был назначен ректором Петербургской Духовной академии, через два года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого.
С июля 1863 года святитель переведен на древнюю Владимирскую кафедру
Управляя епархиями, святитель Феофан показал себя неутомимым проповедником, заботливым отцом пасомых, покровителем духовных учебных заведений, активным миссионером. Но, он не был удовлетворен своей деятельностью, сопряженной с административными и хозяйственными заботами. Душа его стремилась к уединенному иноческому житию.
Через 25 лет беспорочной службы в 1866 году по личному прошению епископ Феофан. уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Там в тихих монастырских стенах своё время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Епископ Феофан жил в затворе 28 полных лет. Образ его жизни в пустыни был очень строг, и через несколько лет пребывания в монастыре он замкнулся почти в безусловное уединение, никого к себе не принимая. Поэтому его обыкновенно и называют Затворником. Но сам Феофан очень не любил, когда говорили о его «затворе».
«Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Он всегда подчеркивал, что заперся «для книжных занятий», — «так выходит, что я книжник и больше ничего». Характерно, что еще в академии в своем прошении о допущении к постригу он упоминал о богословских занятиях: «имея постоянное усердие к занятию богословским предметам и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию».
Святитель мирно почил 19 января 1894 года в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка.
Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи св. Феофана почивают в Св.-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии.
Канонизирован в 1988 году, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
Духовное наследие
Святитель Феофан – разноплановый учёный, настоящий энциклопедист. Помимо обширной литературной и переводческой деятельности (а святитель прекрасно знал греческий язык, занимался французским, еврейским, арабским языками) его интересовали и естественнонаучные вопросы.
Церковно-литературное наследие святителя Феофана явилось ценнейшим вкладом в духовную сокровищницу русской православной мысли.
В своих книгах и письмах святитель Феофан говорил о духовных вещах, исходя из личного опыта и обширных богословских познаний. Его произведения отличаются отточенностью мысли, систематичностью, ясностью, глубиной и задушевностью. Нравственно-аскетические труды святителя охватывают практически все области христианской жизни. Сочинения святителя составлены в форме богословских исследований и лекций, проповеднических слов и бесед, писем и дневниковых записей.
Творения святителя Феофана можно разделить на 3 основные группы:
1) экзегетические сочинения (т.е. изъяснение, толкование Писания)
2) нравственно-аскетические и полемические сочинения
и 3) переводы.
К экзегетическим произведениям святителя относятся: Толкования на послания ап. Павла, толкования псалмов 33-го и 118-го. Сюда также могут быть отнесены сочинения: «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия», «Притча о неправедном приставнике», «Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и др..
К нравственно-аскетическим и полемическим трудам святителя относятся следующие сочинения:
а) нравственно-аскетические: «Начертание христианского нравоучения», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Путь ко спасению (очерк аскетики)», «О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха», «О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни», «Святоотеческие наставления о трезвении и молитве», а также многочисленные статьи, размышления и проповеди.. Сюда же может быть отнесено обширное наследие, собранное и изданное уже после кончины еп. Феофана, «Собрание писем» в 8 вып.;
б) полемические и апологетические: «Некоторые предостережения православным христианам», «Душа и Ангел не тело, а дух», «Письма к одному лицу в Санкт-Петербург по поводу появления там нового учителя веры» и т. д.
К переводным трудам святителя Феофана относятся: «Добротолюбие» в 5 т., «Древние иноческие уставы», «Невидимая брань», «Слова прп. Симеона нового Богослова» и др.».
То, что сейчас мы имеем «Добротолюбие» на русском языке – целиком заслуга святителя Феофана. До него существовал перевод преподобного Паисия Величковского на церковнославянском языке, а русского перевода не было.
Отдельно необходимо сказать о переписке святителя. Получая ежедневно по двадцать – сорок писем, он аккуратно собственноручно отвечал на каждое. Среди адресатов были и люди духовного звания, и простые, и учёные, и высокопоставленные знатные особы. Круг тем, обсуждаемых в письмах, разнообразен. За двадцать с лишним лет затвора он написал приблизительно около 300 000 писем!
Всеми своими трудами святитель пробуждал в людях вкус к духовной жизни и являл им свет Божественной истины, оправдывая при этом своё имя – «Богоявление».
Святитель Феофан Затворник Вышенский days.pravoslavie.ru
Святитель Феофан Затворник www.azbyka.ru
Святитель Феофан Затворник: великий учитель христианской жизни. Жизнеописание и советы http://www.pravmir.ru
Феофан Затворник http://drevo-info.ru
Александр А. Соколовский
Редакция сайта, и конкретно администратор, обстоятельно подбирают тематику публикаций. Спаси Господи.
А для христианина духовная жизнь и есть вся жизнь. Молиться в уединении — радость душевная.
И очень важно читать правильную литературу.
Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом.
Именно такие русские святители, как Феофан Затворник, являются олицетворением и выражением неугасимости и вечности Русского православия
Сайт активно занимается духовно-нравственным просветительством. И это весьма душеполезно. Ибо, через познания сути православной веры, её святых, и укрепляется живая традиция.
КОЛЛЕГИ ПОСОВЕТОВАЛИ САЙТ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНО И РАЗУМНО, БЛАГОДАРЮ РЕДАКЦИЮ ЗА ВЗВЕШЕННОСТЬ И КАЧЕСТВО,