Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается в Русской Православной Церкви 4 декабря (21 ноября по ст. ст.).
В основе праздника лежит несомненный исторический факт вхождения Девы Марии во Иерусалимский храм.
Торжество Введения исторически связано с правлением св. императора Юстиниана Великого, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой.
События Введения
О событии Введения Церковь узнала из Священного Предания и из позднейших, так называемых апокрифических текстов, не вошедших в состав Священного Писания.
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному преданию, следующим образом.
Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там Богоотроковицу встретил первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Естественно, что все присутствовавшие в храме были удивлены столь необыкновенным событием.
Этим призванием Пресвятой Богородицы во Святая Святых Господь показал особую избранность и предназначение ее для совершения Великого Чуда Рождения Сына Божия. Святитель Григорий Палама в своем Слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы говорит: «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению»
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но, в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.
Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.
И, если в Рождестве Пресвятой Богородицы была уготована плоть, от чистых кровей которой должен был родиться Сын Божий, то со дня Ее введения во храм начинается воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей Архангелу: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк1. ,38).
Живой Храм Божества
Все, что совершается в мире, что мы видим вокруг себя, все происходящие события, различные знамения и чудеса, вообще вся мировая история — это символы, преамбула, подготовка к Вечной жизни.
И факт Введения в храм Богородицы — это своего рода символ, предзнаменование, божественный знак на великое грядущее событие Рождества Христова.
Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле, стать Его Матерью.
Маленькая девочка Мария удостоилась великой чести — войти в ту часть храма, которая именовалась у древних иудеев «Святая Святых».
Конечно, формально ввести маленькую девочку в Святое Святых было нарушением закона благочестия древних иудеев, ведь сам Захария, священник, сделавший это, -имел право заходить в эту часть храма только раз в году.
Иерусалимский храм того времени, восстановленный после Вавилонского плена, называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета — главной святыни иудеев: она исчезла.
Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете».
Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых — место, где некогда хранился Ковчег Завета, — пребывало пустым.
Размышляя о Введении в храм Марии, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий.
Отцы Церкви так толкуют эти события: то, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории. Оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества.
И вот девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим.
Вхождение Ее во храм — не простое посещение, подобное вхождению прочих людей, а особенное и единственное по своему значению как предуказание на телесное воплощение Бога Слова.
Храм ветхозаветный должен был смениться «Храмом одушевленным» Божества, ветхозаветные пророчества должны были исполниться на Ней.
Рождество Пресвятой Богородицы и введение Ее во храм являются как бы двумя последовательными ступенями к Рождеству Христову.
Живя земную жизнь, нужно ясно осознавать и помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила там воспитание. И символично, что в праздничном песнопении Её называют «одушевленным Храмом».
Душа Ее под священными сводами храма сама стала живым Храмом Божества.
Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого.
Своей жизнью Пресвятая Дева учит нас, что верой, смирением, трудом, богомыслием и постоянным памятованием о Боге всякий христианин может, подобно Матери Божией, быть достойным соделаться обителью Господа, храмом Святого Духа.
Наша Ходатаица и Молитвенница
Каждая христианская душа может находить в храме такое же блаженство, какое находила в нем Пресвятая Дева, введенная в храм Господень с юных лет.
Грех удаляет нас от Бога и лишает Его благоволения. Но через посещение храма мы опять приближаемся к Богу и привлекаем к себе Его Небесную милость. В святых храмах обитает Сам Бог, а вместе с Ним – все Ангелы и святые. Небожители являются защитниками и покровителями нашими. Они своими молитвами помогают нам и испрашивают все необходимое для жизни и благочестия. Молитвами, чтением или слушанием Слова Божия мы входим в общение с Богом и беседуем с Ним.
Особенной Ходатаицей и Молитвенницей нашей является Пресвятая Богородица. Возлюбившая святой храм, Она с радостью помогает всем, приходящим в него для молитвы.
Минея. Ч. 2. Изд. Международного православно-просветительского центра при Московской Патриархии, 1998,
Александр А. Соколовский
Богородица зовёт нас в Храм Божий. Туда где пребывает Её Сын — Наш Господь.И мы, молясь в церкви, подтвеждаем тем, что мы пришли к Матери Божьей и Сыну Божьему и просим их услышать и принять нас.
В наших школах обязательно необходим курс Православной культуры. Тогда и дети будут взирать на лучшие образцы жизни людей.
В очередной раз убеждаюсь в Соколовском А.А. как творческой духовной личности.Спаси Господи.
Абсолютно солидарен. А.А. Соколовский авторское лицо сайта.
Каждый праздник несёт своё содержание и смысл. Введением во Храм Богородицы было предзнаменовано воплощение Иисуса Христа как человека и далее Его путь.
В Церкви дети получают ростки нравственности, уважительности к ближним, почитания старших, дисциплинированности. Их соучастие в богослужении привает им духовную полезность.