Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу,
а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения…
Святитель Игнатий Брянчанинов
Рождественский пост называется Филипповским постом или, в просторечии, Филипповками, поскольку его канун приходится на день памяти апостола Филиппа (27 ноября). В православии его также именуют Четыредесятницей, поскольку пост, установленный в честь Рождества Христова, длится 40 дней — до самого кануна светлого праздника.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По его же словам (Льва Великого) Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Назначение поста
Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17). А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания»
Отцы Церкви говорят, что первая заповедь, которую Бог дал человеку, – это заповедь о посте.
Когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев в раю, но от древа познания добра и зла им есть нельзя, – это не что иное, как заповедь о посте. Иными словами, Бог не разрешил человеку есть от одного конкретного дерева, он должен был воздерживаться от него, чтобы соблюсти заповедь Божию.
Суть нарушения заповеди, по меньшей мере в его практической форме, заключается в нарушении поста, который Бог наложил на человека.
Через вкушение запретного плода дьявол вывел человека из рая, а Христос снова ввел его в рай через Крестное древо.
Наряду с этим, и Сам Христос, когда ради нас стал Человеком, подал нам пример, постясь 40 дней и ночей в Иорданской пустыне, куда отвел Его Святой Дух. В этой пустынной атмосфере и безмолвии, в посте и подвиге Господь победил дьявола, приступившего к Нему с тремя большими искушениями:«похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин, 2, 16)..
Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога.
Бог не пользуется этим никоим образом, а человек же исцеляется, потому что как немощный человек болен и нуждается в лечении, так и израненный своими страстями и грехами нуждается в исцелении.
И мы в нашем жизненном пути также проходим путь побед и искушений.
Рождественский пост отличается особым настроением. Само Рождество -это праздник предшествия в мир Бога. — Спасителя нас. И в Рождественский пост мы должны ощутить себя прежде всего свободными. Ибо свобода – это осознанная необходимость не грешить.
Свобода от греха – вот первостепенная задача Рождественского поста.
Мы должны освободиться от всех греховных помыслов и действий, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые особенно через различные электронные СМИ к нам впадают в сознание.
Установление Рождественского поста
Рождественский пост вошел в обиход православной Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно — сорок дней -в 1116 году на Константинопольском соборе при Патриархе Луке.
Рожественский пост — это пост Божией Матери. Матерь Божия готовиться родить. Подготовка к родам – одновременно радость и переживание. Под сердцем Матери – Богочеловек. Начинается крестный путь Матери Божией. И мы, ожидая Рождество Богомладенца, сострадаем и стараемся помочь пронести Ей этот Крест.
По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти»
В единстве с Церковью
Через пост человек получает осознание своей принадлежности к телу Церкви: Соблюдение поста, установленного Церковью, дает нам ощущение того, что мы принадлежим к телу Церкви, подчиняясь заповеди Церкви. Сейчас период Рождественского поста, и если мы принадлежим к телу Церкви, значит, мы уже члены этого тела и что делает всё тело, то же делаем и мы.
Церковь — это не что-то неопределенное, не что-то абстрактное, а тело, состоящее из людей: ты или, принадлежишь к Церкви, или находишься вне ее.
Мы составляем Церковь, когда мы в храме, мы составляем Церковь, когда нас двое ли трое собраны во имя Господа Иисуса Христа, и мы составляем Церковь, когда находимся в единстве с остальной Церковью
«Всё возможно верующему» (Мк.. 9: 23). Ибо «Божия благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет». Божия благодать восполняет то, чего недостает в человеке, и укрепляет то, что в нем немощно и слабо. Разумеется, если человек хочет. Если он не хочет, тогда ничего произойти не может. Ты отдаешь Богу свою волю и получаешь от Него Его силу, чтобы совершить свое дело.
Поститься — значит быть смиренным и послушным сыном Святой Церкви. Поститься — значит обуздывать свою чувственность, владеть своими пожеланиями. Поститься — значит радеть о спасении души своей, искать свободы своему духу, стремиться следовать ангелам.
Строгость поста
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличного поста и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом (елеем).
На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешается только вино и елей.
Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Воздерживаясь от страстей
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост духовный.
Наша душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи, впадет в сладострастие. Видами такой пищи являются: злословие, гнев зависть, тщеславие, всякая похоть. Воздерживаясь же, при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост и телесный
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал «Причина действия поста на духи злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Пост смиряет душу… а молитва постящегося … произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу». Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Церковь учит, что пост нужен для того, чтобы в праздник Рождества люди могли с чистыми сердцем, душой и телом встретить Сына Божия. Исходя из этого, очищать подлежит не только тело, но и душу. По слову Иоанна Златоуста «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Митрополит Лимассольский Афанасий. Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви www.pravoslavie.ru
Рождественский пост http:www.calend.ru/
Святитель Василий Великий Творения, Минск, 2003, с. 96
Александр А. Соколовский
Госполи, дай нам крепость сил в несение немощей наших, встречая Рождество Твоё.
Пост — это и жертва Богу и благодарность любви Ему.
В наши дни важно избегать ханжества, подобострастия, угодничества. А этого у нас хоть отбавляй. И за общим порядком и ближнего потерять и пропустить просто. Что и происходит. Если же будешь искренне самим собой, будешь уважительно и внимательно относиться к каждому, а не только нужному человеку, тогда и Пост твой будет мил Господу.
Смирить себя, обуздать желания плоти — в этом ищи пользу от поста.
Пост в предверии Рождества Иисуса Христа — просто полнота Радости!