Среда, 24 апреля
Shadow

Вход Господень в Иерусалим

«Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9).

5 апреля Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье (Неделю вайи, Неделю цветоносную).

В праздник Вербного воскресения мы вспоминаем евангельское событие Входа Господня в Иерусалим, единственное событие в Евангелии, которое связано с внешним, человеческим прославлением Спасителя. Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима — Вифании (Ин, 11.1–44). После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос отправляется в Иерусалим, чтобы встретить там Пасху до которой оставалось шесть дней.

Господь восходит в Иерусалим, сопровождаемый восторженной многолюдной толпой. Люди ликуют, встречая Того, Кто воскресил Лазаря. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин12.7-18).

В эти часы иудейские земные представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде будто отступили в тень. Сердца людей осветил луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка.

В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного момента.

У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. Помимо этого, на Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне — символом войны.

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, — с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна (греч.из др.евр. «спаси же!»).  Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. — достоин хвалы, от Бога посланный) Царь Израилев! Осанна в вышних!»

На востоке с вайями — широкими листьями пальм — в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма — символ мужества — давалась в награду победителям.

Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя. И только Он один знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Ведь с этого события начался отсчет Его последних земных дней. Он въезжает не на коне, а на молодом осле, символе кротости, а затем добровольно отдает Себя неправедному суду синедриона, идет на позорную смерть на кресте.

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.

Но, собравшиеся на улицах Иерусалима паломники оказались не способными взглянуть на происходящее иначе, чем подсказывала им начавшая, кажется, сбываться мечта.

И события, вопреки радостным чаяниям, начали развиваться по иному пути. Восторг толпы сменился другими настроениями.

Как торжества человеческие проходят быстро, чаще всего не оставляя никакого следа в душе, так и слава человеческая проходит. И мы знаем, что слава и честь, которые были возданы Спасителю со стороны тех жителей Иерусалима и паломников, что собрались на праздник Пасхи, скоро прошла.

После этих торжественных событий пройдет всего четыре дня, и маловерные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!».

И всякие человеческие веселье, слава и торжество так же быстро проходят, как прошло то торжество, которое сопровождало вход Господень в Иерусалим. Вечным же и неизменным остается Бог, силой Своею воскрешающий человека к жизни вечной.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Наша верба, расцветающая после зимы ранее всех других растений, — синоним вайи — означает еще и воскресение из мертвых.

Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада.

Держа в руках веточку вербы, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.

Все ветхозаветные пророки Божьи говорили о том, что Царство Божье будет, придёт на землю. И мы знаем, что Оно явилось однажды. Господь Иисус Христос показал, что Он — Царь Царства Небесного и здесь на земле. В течение одного дня, во время входа в Иерусалим, Он показал, что оно будет, и, непременно, придёт на эту землю.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет, окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом, восклицающим: «Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!»

Каждый из нас должен помнить, что он есть самый великий грешник. Если человек понимает свою греховность, значит, может и исправиться. Начало этого пути — осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце, — и в нашем сердце или будет распят, или прославится во всей своей славе.

А распинаем мы Господа, прежде всего, в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина.

И для нас часто Господь — это не любящий Отец, Который есть самая важная часть нашей жизни и Который для нас — объект любви.

Господь чаще всего для нас — это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв — это просьбы о помощи.

Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. А ведь, если мы посмотрим на свою жизнь, то поймем, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.

И когда нам следует молиться, мы должны молиться; и когда от нас требуется помочь ближнему, мы должны помочь ближнему; когда же от нас требуется исповедание веры — мы должны последовать за Христом и явить твердость в нашей православной вере.

Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Господь всегда — даже в последнюю минуту — дает возможность спасения.

В пасхальном слове Иоанна Златоуста говорится о пришедших на пир в третьем часу, потом в шестом, в девятом, даже в одиннадцатом — каждому Господин находит оправдание и усаживает за стол, потому что это праздник для всех. По человеческим-то меркам, опоздавший вроде бы не должен допускаться, но не таково милосердие Божие.

Покаянием и желанием исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. К каждому из нас приходит Господь и говорит: «Следуй за Мной, внимай Моему голосу» (ср.: Мф9.9; 16.24; Мк8.34; Лк9.23 и др.).

И как важно не пропустить дня посещения Господня.

В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие. Требуется одно — последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его (см.: 1Пет2.21).

Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в каждый наш дом.

Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в нашу душу.

 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 6-ю Великого поста — праздник Входа Господня в Иерусалим www.patriarchia.ru

Митрополит Вениамин Федченков Преображение Господне. Вход Господа в Иерусалим. Изд. Правило Веры, М., 2010

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя ваий www,.borisov-spas.by

Значение, сущность и символика праздника Вход Господень в Иерусалим www,.borisov-spas.by

 

                                         Александр А. Соколовский

1 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *