« Аз любящыя Мя люблю»
(Притч. 8: 17
28 августа Русской Православной Церковью празднуется Успение Пресвятой Богородицы
Христианский образ жизни
Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух Богу, не коснулась Богородицы. И посему Святая Церковь воспевает «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
В своём творении Бог создал все для бытия. Он не сотворил смерти и не радуется гибели живущих..
И Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел на землю, чтобы Своей смертью освободить всех, плененных смертью.
Пришествие в мир самой Жизни в лице Иисуса Христа — и есть начало нашего спасения. . В Евангелие говорится: «Истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).
И кто живет во Христе в этом мире — продолжает жить во Христе и когда разлучается со своим телом. Апостол Павел говорит об этом так: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный»(2 Кор. 5, 1).
В самой же смерти — мера всего высокого, мера достоинства человека. И приготовление к ней должно стать центром духовной жизни каждого христианина. Принятием смерти как таковой измеряется вера христиан в Воскресение и во всеблагость Божию.
И сами верующие Иисусу Христу призваны преобразить свою смерть в утверждении жизни. Умереть вместе со Христом для грехов мира, пройти с Ним через опыт телесной смерти, чтобы быть воскрешенными в Царствии Божием.
Образец воистину совершенного конца земного существования дает нам Успение Божией Матери. Это ярчайший пример духовного завершения человеческой жизни. Она перешла в Жизнь Вечную, минуя Суд Божий, как говорится в Евангелие: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).
В празднике Успения Пресвятой Богородицы, в опыте Церкви открывается верующим истина о том, что религиозный образ жизни, христианский образ жизни — это не только устроение, блаженство и счастье в этой земной жизни, не только практическое осмысление своей деятельности c постановкой целей и их достижения, но это и преодоление страха смерти, это восприятие смерти со спокойным, мирным состоянием духа как естественного завершения земного отрезка человеческой жизни. Такой взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего.
Во Успении мира не оставила
Именно в день Успения Пресвятой Богородицы совершается торжество преображения смерти. И связано это явление, это торжество с Пресвятой Богородицей
В сам день праздника Святая Церковь вспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней со Своим Сыном.
Согласно Новому Завету, после Вознесения Иисуса Мария, следуя завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14).
Когда же проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14).
Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес.
Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел.
Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон.
Там Она усердно молилась.
По преданию, иудеи намеревались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража. Но в нужный момент у воинов терялось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
Однажды, во время молитвы на Елеоне, Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.
Зная о предстоящем, Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где лежала Матерь Божия.
А, затем и апостолы, подобно облакам и орлам, собрались, чтобы послужить Матери Божией.
Всех их собрал Святой Дух.
Матерь Божия, каждого из собравшихся, призывала к Себе по имени, благословляла и желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.
Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств.
И в третьем часу внезапно верх помещения как бы исчез в лучах Света, и сошел Сам Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков.
Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память.
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.
Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Знамения Божественной печати
Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Святая Церковь называет Успение Божией Матери последним на Ней таинством, совершившиеся Промыслом Божиим ,. последним из тех, которыми сопровождалась вся земная Ее жизнь.
Вся жизнь Пресвятой Девы была чем-то таинственным и чудным, носящим на себе знамения Божественной печати.
Первое таинство в жизни Богоматери открылось в самом Ее рождении, происхождении на свет Божий.
Она произошла от престарелых родителей – вследствие особенной молитвы и обета. Премудрости Божией угодно было, чтобы Та, Которая должна родить Богочеловека, Сама явилась плодом не столько естественных сил человеческой природы, сколько наития благодати Божией.
И престарелые Иоаким и Анна, достигшие преклонных лет, когда теряется для людей надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божие, по молитвам своим получают чистый дар неба — Преблагословенную Марию. Так совершилась первая тайна на Ней – во время Ее рождения.
Второе таинство явилось над Ней во время введения Ее во Храм трехлетней Отроковицей. Уже самое введение Ее в таком возрасте было необыкновенно, как следствие особенного, чрезвычайного обета праведных Иоакима и Анны посвятить плод молитв своих Господу. И таким образом Она с самых юных лет могла сродниться духом и сердцем со всем святым. Находясь в Храме на воспитании, Она должна была бы, как и прочие девы, пребывать только в преддверии его, но Святую Отроковицу первосвященник по особому откровению вводит во Святая Святых, куда мог входить только он сам лишь однажды в год. Божественной Премудрости было угодно, чтобы будущая Матерь Божия, одушевленный Кивот Божий, пребывала там, где хранился Ее прообраз – ковчег Завета с манною и скрижалями. Так совершилась вторая тайна на Деве – во время Ее введения во Храм.
Третье таинство над Ней открылось по достижении Ею совершеннолетия. Ветхий Завет не знал состояния девства, посвященного Богу и освященного Законом, так, как знает и понимает его Церковь новозаветная.
Пресвятая Дева Мария, достигнув определенного возраста, по примеру прочих дев, должна была избрать Себе супруга. Но, Дева Мария объявила, что Она твердо решила во всю жизнь не принадлежать никому, кроме единого Бога. Первосвященники оказались в недоумении, как поступить; после совещаний и молитв они положили обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Выбор пал на праведного старца Иосифа. И Пречистая стала Супругой, не переставая быть Девой, сочетая в Себе таким образом девство и супружество, благословение Ветхого и благодать Нового Завета. Эта тайна обручения служила до времени покровом, необходимым для совершения великой тайны воплощения Сына Божия. А как совершилась самая тайна Боговоплощения, известно из Евангелия. Дева изрекла: «Се, Раба Господня» (Лк. 1:38), и сила Вышнего осенила Ее, и Слово стало плотию.
Вспоминая Пресвятую Владычицу Богородицу и Приснодеву Марию, Ее Успение, надо помнить о том, что Успение, смерть Богоматери — величайший церковный праздник. И в этом прославлении события смерти Пресвятой Богородицы — вера всех поколений в то, что смерть не означает конца жизни. И свидетельством того, что за смертью — воскресение, является восхищение Пречистой Царицы Небесной в небесные обители Сыном Своим с душою и телом как знак бессмертия человека, как знак вечной жизни, как знак Божественного всемогущества.
Успение Пресвятой Богородицы www.pravoslavie.ru
Успение Проповеди www.uspenie.paskha.ru/propovedi
Успение Богородицы borisov-spas.by
Александр А. Соколовский