Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Усекновение главы пророка и мученика Иоанна Предтечи

За полгода до начала проповеди Иисуса Христа в малонаселенных, пустынных землях израильской страны появился особенный человек.

Он вел аскетический, одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни, носил простую, грубую одежду из верблюжьего волоса и питался тем, что давала ему окружающая природа: сушеными кузнечиками (акридами) и медом диких пчел. Это о нем Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

О том, что на иудейской земле появится человек, который будет предвестником Мессии, говорилось еще задолго до появления Иоанна на свет. Например, в Книге пророка Малахии, еще в V веке до нашей эры, можно прочитать: «Вот, я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною».  Слово «Ангел» означает «посланник» Им и стал Иоанн

Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

 

Происхождение

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида), родственницы Девы Марии. Жили его родители около Хеврона, на юг от Иерусалима.   Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына.

Сам Захария был воспитан на том, что бездетность — это знамение свыше, и по этой причине он отчаялся. Отчаяние переросло в определенное недоверие к Богу. И, когда архангел Гавриил явился к Захарии с вестью, что у священника будет сын, тот выразил ангелу недоверие.

Ангел, в ответ на маловерие священника, покарал Захарию немотой.  Захария также был отрешен и от звания.

Согласно Евангилию от Луки, будущий пророк появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа.   Имя «Иоанн» в переводе с древнееврейского означает «Бог смилостивился». Когда Елисавета после рождения сына рассказала мужу о предсказанном в видении имени ребенку, то их родня потребовала от Захарии письменного подтверждения.  Захария «потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему.  И тут же к нему вернулась речь разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (Лк. 1:63 -66).

 По милости Божией святой Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.  Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой.  Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

 

Проповедь Иоанна

В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира.

Иоанн призывал людей к покаянию, то есть осмыслению своей жизни, признанию своих грехов и стремлению жить более нравственно, исполняя заповеди Божьи.

Как знак свершившегося духовного очищения Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан. В проповеди Иоанна не было бы ничего особенного для тех времен, если бы не свидетельство, что он послан подготовить пришествие Мессии Спасителя, что требуемое им раскаяние — это не самоцель, а лишь подготовка к встрече с Тем, кого можно узнать, понять и самое важное принять только через раскаяние, через отказ от зла и стремление к жизни с Богом.

 Иоанн называл себя не более чем голосом вопиющего в пустыне. Не самим вопиющим, то есть кричащим, но лишь голосом, подразумевая, очевидно, что к людям через него обращается Сам Бог. Чтобы подготовить народ к грядущему Царству, Иоанн призывает его покаяться и принять водное крещение.

Идея покаяния (metanoia) —  в первую очередь предполагает сожаление о грехе, metanoia предполагает изменение ума.

Иоанн Креститель — это была совесть, которая взывала: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!».

 

Иоанново крещение

 Повинуясь своему призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа).  К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).

Пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Пророк Иоанн же говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира».

Усекновение главы пророка и мученика Иоанна Предтечи 

Усекновение главы

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Погрязший во зле мир старается отвергнуть тех, кто обличает его, и находит для того множество способов и аргументов.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой.  Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.  В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей.

Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и его гостям, что царь с клятвенно обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.  Рапутница-танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. 

Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы.  Однако, не решился нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.  Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед Его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том,

Величие смирения, величие подвига, величие жертвы — вот, пожалуй, главный урок Иоанна, сына Захарии, самого великого в Ветхом и самого первого в Новом Завете человека.

По словам Преподобного Иустина (Поповича) «…святой Предтеча — это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми». Он «…стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть — это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ».

 

Совершение суда Божиего

Ирод и Иродиада боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела. Когда же начал проповедовать Иисус Христос, царь пришел в ужас и сказал: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

За совершенное злодеяние Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни.

Отец оставленной Иродом жены нанес ему сокрушительное поражение в войне. Узнав об этом и о том, что люди гневались на Ирода за убийство Иоанна, кесарь сослал царя вместе с Иродиадой и ее дочерью в Лион, а потом — в Испанию. Там и погибла дочь Иродиады, провалившись на реке под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи.

Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

 

Свидетельства вечной памяти

В 362 году по приказу императора Юлиана Отступника язычники вскрыли могилу Иоанна Крестителя и сожгли его останки. Однако, христианам удалось приобрести часть этих останков и переправить их в Александрию, где они хранятся и по сей день как величайшая святыня.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви,

Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее.  Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение.

В дни императора Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы.  Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков.

В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь.

Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне

 

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна www.pravoslavie.ru

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна www.calend.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи www.zavet.ru

 

                     Александр А. Соколовский

1 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *