Вторник, 26 ноября
Shadow

Торжество и радость Пасхи

Впервые Господь дал повеление отмечать Пасху задолго до начала нашей эры.

Слово «пасха» ведёт своё начало от названия праздника Песах.

Песах (еврейская Пасха) в иудаизме празднуется в память Исхода из Египта.

Название праздника Песах – «миновал», «прошёл мимо» связано с событием, когда, совершая последнюю из десяти казней египетских, Бог убил в Египте первых по старшинству детей у всех кроме иудеев, жилище которых он различил по условному знаку (крови агнца) и прошёл мимо: «Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота. И над всеми Богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас. …. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши: как установление вечное празднуйте его» (Исх.12:12-30)

Более 2000 лет назад произошло событие, которое стало ключевым в истории всего человечества. Сам Бог стал человеком, Он взошел на крест и воскрес, избавив людей от власти смерти и греха.

Стоит отметить, что Иисус Христос в 33 году нашей эры был казнен именно в день еврейской Пасхи, а на третий день воскрес. Именно поэтому, в христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти, знаменованием того, что Сам Сын Божий, через Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12).

Пасха — спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который «умер за грехи наши, по Писанию, и … воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор15.3-4).

Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сразу же сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин1.29).

Апостол Павел уверяет: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор5.7).

По словам св. Иоанна Златоуста, «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям».

Пасха — это наше спасение, это вечная жизнь и наш дар: «…а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим6.23).

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он начался с самого времени воскресения Христова торжеством апостолов, которые и заповедывали праздновать его всем верующим (см. 1 Кор. 5, 8).

Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора, состоявшегося в 325 году эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

Правила, определяющие время празднования Пасхи, были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая).

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств».

Пасха имеет прямое отношение к каждому человеку на земле как день победы над смертью.  Теперь и нищий, и богач, и власть имущий, и грешник, и праведник имеют возможность выбрать путь спасения своей души.

Но, Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней.

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим6.3-4).

Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь верующим в Него. Таков смысл христианской Пасхи.

Пасха— это приглашение к бессмертию! И никто и ничто не может отнять у нас этого бессмертия, этой вечной радости, этой победы Жизни над смертью! «Никтоже да убоится смерти, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — свободи бо нас Спасова смерть»

Христос даровал всем верующим в Него возможность стать Его Телом. Через участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинстве Причащения Святых Тела и Крови Господних, человек непосредственно воспринимает обожествленное человеческое естество Христа, становится, по выражению св. Кирилла Иерусалимского, «стелесным» и «скровным» Христу. Приобщение воскресшему Христу через таинство Евхаристии, совершаемое в Его Церкви, дает верующему непоколебимое основание для веры в личное воскресение и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием.

Нам всем Господь Иисус Христос провозгласил истину «. если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин.6:53-54).

Человек, как венец Божьего творения, для которого — и «небо и земля и вся яже в них», по праву может утешаться и разумно наслаждаться чудесным даром жизни. За все благодаря Творца, он радуется тому, что имя его написано на небесах (Лк.10, 20), что он предопределен к вечному торжеству (Еф. 1, 5), в котором «Его же Царствию не будет конца».

В торжестве Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие и разделить со всей Церковью радость Пасхального торжества. К этому призывает нас святитель Иоанн Златоуст в «Огласительном слове», которое читается на пасхальной утрене: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»

Материал подготовил Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *