10 апреля 2012 года в РИА Новости прошла онлайн-конференция, посвященная предстоящему празднованию православной Пасхи. В ней приняли участие глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда и первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов. Речь в ходе беседы шла о том, как следует встречать величайший церковный праздник Воскресения Христова, который в этом году будет отмечаться православными христианами 15 апреля. Участники онлайн-конференции напомнили собеседникам об иерархии ценностей в праздновании Пасхи, о том, что праздник следует встречать в храме, а не на кладбище, а также рассказали об отношении Церкви к схождению Благодатного огня в Иерусалиме.
Как известно, по традиции, накануне праздника, в Великую субботу во всех православных храмах после утреннего богослужения и в течение дня традиционно будут освящать пасхальные куличи, творожную пасху и крашеные яйца. Однако, по мнению протоиерея Максима Козлова, тем, кто хочет встретить Пасху по правилам, не следует концентрироваться на обрядовой стороне праздника и дискутировать о том, как правильно красить яйца и накрывать стол, – нужно просто идти в храм и радоваться Воскресшему Спасителю.
«Не нужно о вещах, которые Бог дает как радости, рассуждать с серьезностью профессоров. Конечно, можно обсудить значимость рецептов пасхи от Молоховец или какие яйца лучше – те, которые крашеные луком или с помощью современных красителей и нанотехнологий… Но давайте об этом рассуждать соответствующим образом, красить и радоваться, звать детей, давать им в этом поучаствовать. Если мы будем жевать хлеб с луком на Пасху, это будет странно», – ответил Козлов на вопрос пользователя сайта РИА «Новости» о том, насколько принципиально сегодня наличие на праздничном столе пасхальных блюд – куличей и крашеных яиц.
«Важно, чтобы, готовясь к Пасхе, выпекая, убирая дома, приводя себя в порядок во внешнем смысле, вы не забывали о том, что главное. О том, что разговение – возможность насладиться пасхальной трапезой – имеет место только тогда, когда вы говели, то есть постились, если вы были на пасхальном богослужении, если она (трапеза) не вместо него происходит. Если будет такая иерархия ценностей, то Господь примет и яйца, и куличики, и колбасу копченую. Даже выпить можно в умеренных количествах на Пасху», – сказал священник.
Пост – это то время, когда мы можем повернуть глаза зрачками в душу, когда мы можем посмотреть в такие глубины в себе, в которые, может быть, не всегда решаемся посмотреть. Может быть, боимся иногда что-то увидеть. Но если мы это не увидим, то нам очень сложно может быть двигаться дальше и очень сложно увидеть будет, не заглянув в себя, что мир на самом деле цветной, а не черно-белый, как может казаться, когда ты читаешь блоги в интернете, – отметил Легойда.
Он пожелал, «чтобы все мы, посмотрев в себя и, может быть, поняв что-то и увидев в себе то, от чего нам хотелось бы избавиться, смогли бы… стать больше самих себя и получить возможность увидеть настоящие краски мира». «И Пасха приближающаяся, которая обязательно будет, это и есть та замечательная возможность увидеть цветной мир», – заключил Легойда.
Русская Православная Церковь призывает верующих встретить Пасху в храме, а традиционную поездку на кладбище перенести на день особого поминовения усопших – Радоницу. Традиция массово посещать кладбища в этот день сложилась у верующих вынужденно, под давлением атеистических гонений с середины XX века.
По смыслу пасхальное богослужение, оно, конечно, предполагает, что все мы – и живые, и наши усопшие – в этот день радуемся главному, радуемся Воскресению Христову. Есть свои сроки посещения кладбища для пасхального заупокойного поминовения – это день Радоницы, вторник второй недели по Пасхе. В этом году это будет 24 апреля, – напомнил протоиерей Максим Козлов.
«Добро будет в этот или в близкие к нему дни доехать до могил наших близких и вместе с ними порадоваться Воскресению Христову, а в Пасху быть со Христом», – добавил он. По словам протоиерея, обычай ездить именно в день Пасхи на кладбище «возник относительно недавно», в 50-60-е годы XX века.
«Он возник в труднейшую для Церкви вторую половину пятидесятых – шестидесятые годы, когда во вторую волну гонений вновь половина существовавших тогда храмов была закрыта и страшный идеологический пресс обрушился на всех церковных людей. И тогда заместительной формой встречи праздника для многих, кто по-другому не решался его встретить, стала поездка на кладбище, что власти все же не могли запретить – это было бы уже совсем противоестественно», – сказал Максим Козлов.
По его словам, то, что люди приезжали на кладбище, привозили с собой пасхальные яйца и, «как умели, общались со своими усопшими близкими», свидетельствовало о том, что жизнь не кончается, и «есть жизнь вечная».
Как отметили участники онлайн-конференции, схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме в канун православной Пасхи ежегодно напоминает о чуде Воскресения Христова, и верующие вольны воспринимать его как знак или как чудо.
Из года в год в храм Гроба Господня в Иерусалиме, основанный в IV веке на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа, съезжаются тысячи паломников для того, чтобы стать свидетелями чуда. До сих пор ежегодное появление Благодатного огня в этом храме в канун православной Пасхи не было объяснено с научной точки зрения. И многие христиане верят в его божественное происхождение в ответ на молитвы паломников и православного патриарха.
«Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме, в главном храме всего христианского мира, в том месте, где произошло чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа – это образ, который восходит к первообразу. Это экстраординарное, сверхъестественное или близкое к сверхъестественному событие, которое имеет значение не само по себе, а как напоминание того, что Господь воскрес и преодолеваются законы природы», – сказал протоиерей Максим Козлов. Он назвал доброй установившуюся в последние годы традицию принесения Благодатного огня в храмы России.
«Не нужно ее только абсолютизировать и центр пасхального торжества – прикосновение к Воскресению Христову – переносить на ожидание Благодатного огня. Не нужно огорчаться, если в ваш храм его не доставят. Не нужно устраивать толкотню и ажиотаж, чтобы оказаться поближе к этому светильнику и от него зажечь свою личную свечу», – сказал священник.
Председатель информационного отдела Владимир Легойда отметил, что Церковь никогда не использует чудо «как последний козырь или аргумент» в вопросах веры. «Чудо, в отличие от научных выводов, не обладает насильственным характером. Человек всегда волен принимать что-то как действия Бога либо не принимать. Для меня как раз существующие сомнения в том, что там происходит в храме Гроба Господня, и есть еще одно подтверждение подлинности чуда, потому что чудо всегда свободно. Ты всегда свободно принимаешь это или не принимаешь», – сказал Легойда.
Несколько раз он был в Иерусалиме «на схождении Благодатного огня» и слышал всегда разные отзывы. «Даже действия там разные люди производили. Кто-то, действительно, умывался этим огнем – и большая борода не загоралась… А кто-то говорил: «Ой, а меня жжет», и так далее. То есть тут есть некая свобода восприятия. И это, мне кажется, очень важно, это то, что соответствует Евангелию. Потому что никогда в Евангелии мы не видим утверждения веры на чуде или требования принятия чуда как основания веры», – отметил представитель РПЦ.
Русская линия