Великий пост состоит из сорокодневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы, «ради спасительных страстей Христовых».
Приготовление к Великому посту начинается вскоре после праздника Крещение Господне ,что соответствует евангельскому повествованию: когда Иисус Христос , после Своего Крещения удалился в пустыню для поста.В память сорокодневного поста Господа и установлена в Церкви святая Четяредесятница. Из-за своей продолжительности и по важности воспоминания этот пост — назван великим.
Церковные песнопения этих дней составляют содержание богослужебной книги «Триодь постная».
Долго ожидали люди пришествия в мир Спасителя. Их вздохи и стенания нигде так сильно не высказаны, а падшее состояние духа человеческого нигде так не оплакано, как в «Триоди постной»; песнопения и чтения, которой побуждают к покаянию и сокрушенной молитве, чтобы с чистым сердцем встретить светлый праздник Христова Воскресенья.
«Триодь постная» содержит изменяемые молитвословия для дней подготовительных к Великому Посту, а также для дней Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных недели (воскресенья).
В первую неделю, чтением Евангельской притчи о мытаре и фарисее, Церковь напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния, и всякой добродетели; и о гордыне, как главном источнике греха и препятствия к покаянию. Начиная с этой недели и оканчивая пятым воскресением поста, на воскресных утренях, пред каноном поются умилительные стихиры.
В основу первой стихиры – «Покаяние отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из неё взяты сравнения для изображения покаянного чувства.
В основе второй песни — «На спасение стези»- лежит притча о блудном сыне. В основу третьей — «Множество содеянных мною лютых»- предсказание Спасителя о Страшном суде.
В Неделю о блудном сыне читается Евангельская притча, от которой получила название и сама Неделя, в этой притчи Церковь показывает бедственное состояние человека, удалившегося от Бога, а также пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, с искреннем раскаянием обращающихся к Нему. В эту подготовительную Неделю, а также в две последующие, на утрене поётся псалом — 136: «На реках Вавилонских», в котором оплакивается, как плен вавилонский древнего Израиля, так и духовный плен нового Израиля; изображается скорбь души, тоскующей о своём небесном отечестве.
В Неделю мясопустную или о Страшном суде (так она называется по литургийному евангельскому чтению на этой недели), Церковь напоминает нам о всеобщем, последнем и Страшном суде живых и мёртвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди не предались беспечности и нерадению о своём спасении, в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой недели изображает следствие беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.
Мясопустной эта Неделя называется, потому что с ней оканчивается разрешение вкушать мясо.
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица(т.е. неделя) называется сырной, сыропустной или масленицей. Песнопениями этих дней Церковь внушает нам, что это время есть преддверие покаяния, «предпразднство воздержания».Церковь здесь напоминает о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.
Воскресение пред Великим постом имеет в «Триоди постной» наименование « В неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. Еще это воскресение называется Прощённым воскресением, так как за вечерним богослужением в этот день бывает чин общего прощения в храме.
В Евангельском и Апостольских чтениях этого дня Церковь вещает о том, что наш пост должен начаться прощением людям их согрешений; состоять в нелицемерном исполнении правил поста и не осуждении ближнего.
Диакон Михаил Сидоров