Пятница, 4 октября
Shadow

Пасха — торжество обновления и спасения

100Этот желанный и святой день, главный и господствующий над всеми субботами, — праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Пасха, день Воскресения Христова — самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл православной веры — Сам Бог стал человеком, Он взошел на крест и воскрес, избавив людей от власти смерти и греха.

Пасха — одно из самых драгоценных слов христианина. Встречая и празднуя Пасху, мы знаем, что это — наше спасение.

Пасха — спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который «умер за грехи наши, по Писанию, и … воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор 15. 3-4).

Иоанн Креститель, увидев Иисуса Христа, сразу же сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29).

Апостол Павел уверяет: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор 5. 7).

Пасха — это не только наши традиции или просто еще один праздник.

Пасха — это наше спасение, это вечная жизнь и наш дар: «…а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6. 23).

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена.

Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В событии Воскресения Христа, или Пасхи, — смысл православной веры. «…Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»(1Кор 15. 14), — обращается к христианам апостол Павел.

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор 15. 20).

Христос победил смерть.

Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так личностно близко, что становится фактом его собственного воскресения.

«…Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1Фес 4. 14).

Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи — праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства.

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «песах» — «прохождение», «пощада» — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «…Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства смерти.

«Слово «Пасха», — пишет святой Амвросий Медиоланский, — означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в ознаменование того, что Сам Сын Божий через Воскресение из мертвых перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин 1. 12).

По словам св. Иоанна Златоуста, «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям».

«…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20. 28).

Иисус Христос победил смерть.

И за трагедией смерти следует триумф жизни.

После Своего Воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет! Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», — и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскресе Христос!»

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней.

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6. 3-4).

Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (ср.: Кол 2. 12).

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Апостол Павел свидетельствует: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор 11. 23-26).

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6. 54).

Святитель Григорий Богослов говорит: «Мы возымели нужду в Боге, воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».

Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни.

Но воскрес Христос — и остался поруган и бессилен отец лжи, исконный человекоубийца-диавол (ср.: Ин 8. 44).

Жизнь победила смерть!

Итак, Христос воскрес из мертвых.

Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры.

История мира приняла бы совершенно другое направление.

Итак, Пасха Нового Завета — это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения.

Пасха нетления — мира спасение!

 

 

Александр А. Соколовский

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *