7 апреля Русская православная церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы
Предопределение
Во всей истории человечества существуют две самые важные для него вести:
-о том, что Христос родился,
— и о том, что Он воскрес.
Но, всему этому предшествовала благая весть Архангела Гавриила Деве Марии о грядущем рождении от Нее Спасителя мира.
И день, когда это произошло, мы так и называем — Благовещение, по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть».
Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста
Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех христианских праздников
В определении самой даты Благовещения существует два подхода:
– связь с датой Рождества Христова, поскольку 25 марта (7 апреля) отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января), которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова;
– связь с датой сотворения человека, поскольку ряд святых отцов, например, Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский, полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта (7 апреля), так как в этот день Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён.
О самом избрании Марии святитель. Димитрий Ростовский пишет: «Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать церковью и храмом Духа Святого».
Событие Благовещения
Бог является бесконечной полнотой всяких благ. И человек — как Божье творение — должен стать причастным этой бесконечной полноте. Человек должен соединиться с Богом так, чтобы быть причастным вечной жизни.
Событие Боговоплощения, когда Бог стал человеком, оставаясь при этом Богом неповторимо.
В Благовещении благодатной Девы Марии Господь сотворил, и только однажды, чудо, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя.
И вот долгожданный час наступил. Перед Марией предстал Архангел Гавриил и воззвал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк 1. 28).
По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения.
Блаженнный Феофилакт Болгарский пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт 3. 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Архангел возвещает Ей, что Она зачнет во чреве, и родит Сына, и наречет Ему имя Эммануил, что значит «С нами Бог». Мария же смутилась от его слов и задумалась, что бы это всё означало. И тогда Ангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, … и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 30-33).
Сама Дева Мария от рождения была посвящена Богу. Её муж, старец Иосиф, обещал оберегать Ее девственность. И потому Мария спросила у Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» На это Гавриил ответил Ей, что зачатие это будет чудесным: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк 1. 34-35).
И Гавриил привел в пример Марии её двоюродную сестру, праведную Елисавету, которая за несколько месяцев до Благовещения зачала ребенка преклонном возрасте. Ибо «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37).. И у праведной Елисаветы и ее мужа, священника Захарии, родился сын, которого назвали Иоанном – это был Иоанн Креститель.
Мария — самая чистая и праведная из людей, живших на Земле, тем не менее, не считала Себя достойной такой высокой миссии. Но, осознав в словах Архангела Божью волю, Она смиренно сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38). Очевидно, что этими словами Она выразила следующее: «вот, Я в готовности, и препятствия не будет никакого: душа Моя желает, чрево Мое достойно, ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя».
Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие.
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой и возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения на богослужении возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…».
О самом факте зачатия Сына Божия преподобный Иоанн Дамаскин приводит такое мнение: «Зачатие совершилось через слух. И Слово Божие соединилось с плотию через ум, который является посредником между чистотою Божества и грубостью плоти».
Святитель Григорий Палама говорил, что воплощение Сына Божия было бы так же невозможно без согласия Пресвятой Девы, как оно было бы невозможно без воли Божией. В Богочеловечестве Христа, как средстве спасения человеческого рода, должны были соединиться два начала. Прежде всего, это Божественное присутствие и Божественное всемогущество, т.к. только во власти Творца было положить конец действию первородного греха. Другой составляющей спасения являлась свободная воля самого человека, т.к. без его действенного соучастия в деле искупления греха спасение не имело бы достоинства добровольного выбора. Было чрезвычайно важно, чтобы потомки Адама и Евы сердцем откликнулись на призыв Бога, ответив Ему: «Мы согласны на то, чтобы обрести спасение, дарованное Тобою, и готовы вместе с Тобой участвовать в этой тайне». Такое согласие от имени рода человеческого и произнесла Дева Мария. Но согласие Пресвятой Девы не следует воспринимать как ограничение свободы людей Ее личным произволением. Каждый, кто свободно принимает Христа, становится соучастником спасительного Божественного действия лично, по своей воле и через собственное усилие. Таким образом, в событии Благовещения реализуется и наша собственная свобода выбора.
Святитель Николай Кавасила в своей проповеди на Благовещение говорит: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Богородица
Пресвятая Дева Мария, свободно избравшая послушание воли Божией сделала возможным встречу человеческой воли с Божественной в акте воплощения Бога Слова.
Пресвятая Дева Мария являлась Матерью Бога Слова по человечеству, посему и именуется Богородицей. Не было на свете женщины, которая славою своей была бы равна Богородице Деве, поэтому Архангел приглашает Ее радоваться и объявляет Ее единой Благословенной и Славной по справедливости среди всех жен. Она вместила в себя невместимого Бога, Она родила Христа, потому Она – Богородица, Невеста Неневестная.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что наименование Богородица содержит в себе «всю историю Божественного домостроительства в мир». Само наименование «Богородица» является боговдохновенным.
Первой из людей Пресвятую Деву Марию исповедала Матерью Господа святая праведная Елизавета (Лк.1. 43), причем сделала она это не по собственному разумению, а «исполнившись Духа Святого» (Лк.1. 41). Святая Церковь всегда исповедовала Пресвятую Деву Марию Богородицей. Именование Богородица являлось критерием правой веры. «Кто отрицает, что Мария родила Бога тот не увидит славы Божества Его», — говорил преподобный Ефрем Сирин. Святитель Григорий Богослов трактовал: «Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучен от Божества».
Когда в церковной среде в первой половине пятого века возникло учение о том, что Пресвятая Дева Мария не является Богородицей, то оно было решительно осуждено на ІІІ Вселенском Соборе, и тогда же было закреплено догматическое учение о Пресвятой Деве Марии как Богородице.
С исповеданием Пресвятой Девы Марии Богородицею неразрывно связано и почитание Божией Матери. Протоирей Сергий Булгаков говорит «Почитание Божией Матери, — есть душа православного благочестия». Мы ублажаем Ее за веру, чистоту и непорочность души, за смирение и кротость, за всецелую преданность воли Божией. Важно при этом помнить, что наше почитание Божией Матери будет истинным только тогда, когда каждый из нас будет посильно стремиться к стяжанию тех же добродетелей в своей душе.
Благоговение
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной Церкви, относится к великой тайне благочестия, в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое Его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.
По слову патриарха Кирилла: «Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви».
Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы… не из человеческого семени, но… неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».
«Сокрытая здесь великая Божественная тайна не обнаруживает себя ни в человеческом разуме, ни в знаниях, ни в воображении. Стать сопричастником ее возможно только силой веры, ибо содержание, значение и реальность этой тайны открываются нам в религиозном опыте».
Благовещение Пресвятой Богородицы azbyka.ru
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Слово пастыря azbyka.ru
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы patriarchia.ru
Благовещение – Таинство и радость borisov-spas.by
Благовещение – праздник свободы от греха borisov-spas.by
Александр А. Соколовский