Сретение Господне (2/15 февраля) — Великий двунадесятый праздник . Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день по рождении Младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по закону, принести за своего первого ребенка жертву Богу. При входе в храм их встретил старец Симеон — по преданию, один из переводчиков Св. Писания на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы; и тогда Дух Святой обещал ему, что он не умрет, пока не увидит исполнение этого пророчества. Увидев Марию с младенцем, Симеон взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели глаза мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов, свет для язычников и славу народа Твоего Израиля». При храме жила Анна Пророчица. Она, прославляя Бога, также засвидетельствовала появление на земле Спасителя. Сретение (то есть встреча) Богомладенца Христа Симеоном — это и встреча Ветхого и Нового Заветов, данного еврейскому народу Закона Божия и нового, высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом. (Святая Русь. Исторический календарь-альманах. М. 2000)
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ, христианский праздник, установленный в память встречи (сретения) Богоматери и Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрет, прежде чем не увидит Спасителя. По русскому поверью, праздник Сретения (2/15 февраля) служит границей между зимой и весной, отчего и самое название праздника — Сретение — в простонародье объясняют встречею зимы с весною: «На Сретение зима с летом встретилась”; «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила”. В Северо-Западной Руси этот праздник был известен под названием громниц. Существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые назывались громницами или громничными свечами.
В Западной России крестьяне имели обычай с помощью громничных свечей поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета (т.е. призора очес). Началом этого обычая послужило известное в древнехристианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца. В древние времена оно служило противодействием суеверным обрядам иудейским, которыми сопровождались празднования новомесяца. По замечанию апостольских постановлений, вода эта считалась спасительною во многих болезнях и оказывала благодатное действие на верующих. Мнение об особенном действии сретенской воды против присрета произошло, вероятно, от названия ее сретенской, близко напоминающего по своему созвучию название присрета. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения крестьяне судили о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна”; «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних”; «На Сретение снежок — весной дожжок”; «На Сретение капель — урожай пшеницы”. По празднику Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели назывались Сретенскими.
Празднуется 2/15 февраля.