1 апреля — Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господа во Иерусалим
Множество чудес совершил Господь во время своего общественного служения. Однако, ни одно не вызывало у иудейских вождей такой ярости, как великое чудо – воскрешение из мёртвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин.11, 1-44).
Христос Спаситель воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря.
Лазарь уже четыре дня пребывал во гробе. Бог, конечно, знал это, но медлил придти к Своему другу, чтобы его исцелить и не допустить прикосновения к нему тления смерти. Так угодно было Спасителю Христу, чтобы показать воскресение тела уже посмердевшего, а душу вырвать из ада преисподнего.
Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, и оно потрясло сердца людей.
И именно это чудо и явилось главной причиной такой торжественности входа Господа в Иерусалим.
Разговоры и слухи о воскрешении Лазаря, безусловно, дошли и до иерусалимцев. Их взволновало, что благословенный Чудотворец входит в город. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин 12.17–18).
От искренности сердца и естественности порыва люди решили воздать Учителю из Назарета должные почести. Никто не руководил действиями простых людей. Эта встреча не была подготовлена заранее, просто души человеческие возликовали от величия славы Божией и несомненности чудес. Взяв в руки, по восточному обычаю, пальмовые ветви народ встречал своего Царя, встречал Мессию, Который, по их мнению, и должен был воцариться в Израиле.
В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного момента. Тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи вдруг узнали, что во Cвятой град вступает Тот, о Котором возвещал пророк:
Евангелист Иоанн, когда описывает вход Господень, обращается к пророку Захарию: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима! Вот Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме; и сокрушён будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. А что до Тебя, ради крови завета Твоего, Я освобожу узников Твоих изо рва, в котором нет воды».
Здесь используются символические образы. Ров – в данном случае ад, и речь идет о крови Сына Божия, которая будет пролита, кровь Завета, которая освободит людей из этого рва. И знаком того, что это время приходит, становится явление Царя, Который должен прийти на молодом осле.
И евангелист Иоанн подчёркивает, что таким образом Господь исполняет это пророчество, и Он и есть тот самый Царь, Который пришёл вывести людей из ада.
Народ так и встречал Спасителя нашего – как грядущего царя.
Люди ликовали, думая, что именно сейчас начинается земное царствование Господа, но они не понимали, что Царство Божие на земле уже пришло, наступило, восторжествовало в душах, исповедающих Христа. И здесь соприкасаются материальное и духовное, временное и вечное, земное и небесное.
Люди размахивают пальмовыми ветвями (вайями) и кричат: «Осанна!» (греч. из др.евр. «спаси же»)
Пальма, как символ мужества, давалась в награду победителям.
И народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как Победителя.
Наша же верба — синоним вайи — означает еще и воскресение из мертвых, поскольку ога расцветает после зимы ранее всех других растений.
Символика Входа в Иерусалим как бы двояка.
С одной стороны, в ней проявлены доказательства Божественности Иисуса Христа. Он выступает в ней как Царь-триумфатор; Его восторженно приветствуют люди. Ему подстилают одежды под ноги.
Но, с другой стороны, при этом Он въезжает не на коне, а на молодом осле, символе кротости, а затем добровольно отдает Себя неправедному суду синедриона, идет на позорную смерть на кресте.
Святитель Епифаний Кипрский толкует: «Для чего Христос, ходив прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует «противоположная весь»? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово».
Господь вошел в Иерусалим не для собственной славы, а для того, чтобы добровольно претерпеть крестные страдания. Этим Он, Спаситель наш, дал всем любящим Его пример величайшего самоотвержения. Через страдания, распятие и смерть, через подвиг, совершаемый для спасения других, Господь вступил в славу Свою.
Ни дня без Бога
Каждый из нас должен помнить, что он есть самый великий грешник. Если человек понимает свою греховность, значит, может и исправиться. Начало этого пути — осознание своего греховного состояния, осознание того, что нам нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в наше сердце, — и в нашем сердце или будет распят, или прославится во всей своей славе.
А распинаем мы Господа, прежде всего, в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина.
Но, для нас часто Господь — это не любящий Отец, Который есть самая важная часть нашей жизни и Который для нас — подлинный объект любви.
Господь чаще всего для нас — это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв — это просьбы о помощи.
Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. А ведь, если мы посмотрим на свою жизнь, то поймём, что ни дня без Божией помощи мы не можем прожить.
И когда нам следует молиться, мы должны молиться; и когда от нас требуется помочь ближнему, мы должны помочь ближнему; когда же от нас требуется исповедание веры — мы должны последовать за Христом и явить твердость в нашей православной вере.
Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Господь всегда — даже в последнюю минуту — даёт возможность спасения.
О сохранении любви в себе
Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках.
Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада. Держа ее в руках, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.
Но, вникнув глубже в собственные души, мы осознаем, что пример прошлого — отступления иудейского народа от Господа — напоминает и нам о нашем малодушии, а порой и нетвердости в вере, нестойкости в убеждениях.
Ведь и мы, движимые общественным, а не самостоятельным мнением, в едином порыве толпы порой склонны то возносить кого-то до небес, то низвергать до бездны. Но, общественное мнение, бывает и изменчиво, обманчиво и противоречиво
А мы весьма охотно осуждаем, не менее охотно приговариваем, мня себя справедливыми судьями.
Но, кто определил степень этой справедливости, кто уполномочил нас себя оправдывать, а других судить?
И в этом проявляется тяжелейший порок души – наша самость, наша обращённость на себя, наш эгоизм.
Кто любит себя, тот не может полностью любить Бога, а кто не любит себя по причине сильной любви к Богу, только тот воистину любит Бога. Такой человек никогда не будет желать славы себе, но только одному Богу.
Человеку принадлежит познать самого себя, свою природу и назначение. Если он любит себя как должно, то всеми силами он старается спасти свою душу
И как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всесильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам.»
Значение, сущность и символика праздника «Вход Господень в Иерусалим» borisov-spas.com
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя ваий borisov-spas.com
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Проповедь на Вербное воскресенье. kremonk.org.ua
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь о встрече Мессии shipulino.ru
Александр А. Соколовский