Вера или суеверия — Кафедральный собор Воскресения Христова
Суббота, 31 июля
Shadow

Вера или суеверия

 Есть мнение, что люди неверующие, в отличие от людей религиозных, более подвержены суевериям и соблюдению непонятных и странных ритуалов и обрядов, которые иначе, чем языческими не назовешь. Конечно же, большинству понятна простая истина о несовместимости веры с суевериями. Однако, как это ни печально, последователями суеверий являются не только «далекие» от веры и церкви люди, но и верующие, набожные христиане. И это, несмотря на то, что Православие наш народ принял уже более тысячи лет назад. Однако мы продолжаем бережно хранить эти душевредные обычаи. И даже более того, все эти бессмысленные традиции мы передаем из поколения в поколение, пытаясь обучить ими наших детей и внуков, с еще большим усердием, чем церковным обрядам и Таинствам, не задумываясь даже о том, какую опасность для души в себе таит неправильная вера.

Понаблюдаем за самими собой, за нашими родными и просто за людьми, которые нас окружают. Что же мы увидим? А увидим мы то, что суеверия присутствуют в нашей жизни, в жизни наших родственников. Мы все так или иначе, сознательно или нет допускаем их существование. Кто из нас не стучал по дереву на удачу, не избегал число 13, не боялся заглянуть в разбитое зеркало, кто не шарахался от черных кошек или не видел знамения в уроненных ножах и вилках? Все это сплошь и рядом.

Настало время разобраться что такое суеверие. Слово «суеверие» образовано из двух славянских слов «суе» — напрасно и «вера», которое буквально означает бессмысленную, напрасную веру, веру в суетное, не имеющее истинной ценности. Суетная вера вредит душе, ибо является духовной болезнью. Она образуется там, где нет Бога и веры в Него. Суеверный заменяет веру в Бога на веру в вымысел, заведомо ложный и искажённый. Суеверный заигрывает с противными Богу силами, а значит нарушает первую заповедь «Декалога»: «Я Господь, Бог твой, … да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 1-3).

Из всего разнообразия существующих суеверий особо опасны и страшны, так называемые, околоцерковные (еще их называют церковными) суеверия, распространение которых связано с низкой церковной культурой общества и отсутствием подлинной веры, место которой занимают опасные псевдоправославные вымыслы. Также распространению «церковных» суеверий способствует еще и чисто потребительское со стороны человека отношение к Богу: «я тебе свечку, а ты мне здоровье».

Церковь, понимая какую опасность несут в себе такого рода суеверия, выступает против них, обличает, пытаясь объяснять своим чадам о пагубности такого явления, о том, что суеверия отдаляют человека от Бога. Богословами пишутся статьи, разоблачающие различного рода поверья и обычаи. Однако это все никак не останавливает распространителей подобного рода внеправославных верований. И даже более того, верующие делают все возможное, чтобы сохранить и соблюсти когда-то переданный им кем-то ритуал, выдаваемый ими за неотъемлемую часть православной веры, но на самом деле никакого отношения к Православию не имеющий.

Бывает даже такое, что священник дает разъяснения прихожанам о вреде нелепейших вымыслов, а они все равно делают по-своему, выбрав момент, когда он не видит. Самое печальное то, что все это отпугивает «новозаходящих» в храм людей от Православия. Пришла беременная женщина в храм, а ей какая-нибудь ревностная «носительница веры» заявляет: «беременной в храм заходить опасно – сглазят» (бывает и такое), или же: «что же ты левой рукой свечку поставила – не примет Бог твою жертву». Истинно верующий человек, разбирающийся в своей вере, назовет все эти высказывания абсурдом, а новоначального это смутит, испугает и может навсегда изгнать из храма. Вот из-за этого-то, и совершается попытка написания данной статьи. Чтобы попытаться хотя бы вкратце рассмотреть наиболее распространенные околоцерковные суеверия и показать их несостоятельность, тем самым лишив их права на существование.

Так как суеверия являются искажением положений Православия и богослужебных традиций, то, следовательно, их можно классифицировать на: суеверия, связанные с вероучением, с годовым богослужебным кругом, с церковными Таинствами и обрядами, со святынями и поминальными записками. Особо можно отметить суеверия, касающиеся возжигания свеч – так называемое «свечное благочестие».

Суеверий, связанных непосредственно с вероучением Православной Церкви не так уж и много. Возможно, это можно объяснить незнанием суеверными людьми основ Православной веры. Ярким примером является то, что когда спрашиваешь о Святой Троице, некоторые говорят, что это Иисус Христос, Божья Матерь и святитель Никола». И это люди, называющие себя верными!!??

Куда более суеверий, связанных с Таинствами и церковными обрядами. Список таких суеверных недоумений может продолжаться без конца. Поэтому приведем лишь самые распространенные из них.

Таинство Крещения. Суеверия здесь разнообразны. Крестят детей для того, чтобы они не болели и меньше плакали. Незамужней девушке ни в коем случае не разрешается крестить девочек – замуж не выйдет. Существует практика надевать на руку ребенка красную нить, которую не советуют снимать и после крещения. И таким образом не Бог или Ангел-хранитель оберегает дитя, а ниточка. Подобного рода суеверия являются результатом неправильного понимания смысла данного таинства. А ведь это таинство, через которое человек входит в лоно Церкви. Оно открывает человеку путь ко спасению. Это первая ступень на встречу к Богу, за которой следует обновление всей жизни, духовное перерождение. Но многие на это и внимания не обращают.

Суеверия связанные с таинством Миропомазания. Многие путают это Таинство с елеопомазанием на Всенощном бдении и Полиелее. И это связано с тем, что многие не понимают смысла того, что происходит на богослужении.

Таинство Исповеди. Зачастую это Таинство воспринимается как некий путь для решения проблем. Люди говорят не о грехах, в коих раскаиваются и с коими хотят распрощаться, а говорят о своих проблемах: «сын пьет», «дети разводятся», «плохо со здоровьем», считая, что проблемы должны автоматически разрешиться. Бывает, что люди просто перечисляют грехи без покаяния. Уделяют большое внимание тому, порвет ли священник листок с грехами, воспринимая это как священнодействие. Порвал священник листок – грехи простились. Также смотрят, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Таким образом узнают, прощены тебе твои грехи или нет, а священник «настоящий» или нет. Люди, ведущие себя подобным образом, забывают или же не знают о том, что покаяние – это не есть просто перечисление грехов перед священником. Покаяние, это истинное раскаяние в совершенных грехах. Это изменение себя и своего образа жизни. А те, кто смотрят на это Таинство как на некий магический ритуал, обманывают сами себя.

Таинство Венчания иной раз воспринимается как просто красивый торжественный обряд, который гарантирует крепость семьи и то, что жена или муж никогда не уйдут. Также во время этого Таинства распределяется главенство в семье. Решается это просто: необходимо первому встать на рушник. Также имеет место и такое поверье: если кольцо во время обручения упало или если свечка у венчающихся затухла – счастья брачующимся не будет. И даже если все эти домыслы являются абсурдными и никак не могущими повлиять на крепость семьи и семейное благополучие – они крепко закрепились в сознании многих «верующих».

На Соборование смотрят как на некое приготовление к смерти. Говорят, что это чисто последнее предсмертное помазание. Хотя Таинство Елеосвящения является таинством, которое было установлено для совершения над больными для их скорейшего выздоровления и освобождения от телесных и душевных недугов.

Множество «церковных» суеверий связаны с таинством Евхаристии. Незнание и непонимание смысла и важности для человека этого Таинства, формирует неправильное к нему отношение. Так многие считают, что Таинство Евхаристии готовит человека к Соборованию. Также бытует мнение, что причащать детей нужно для того, чтобы у них животик не болел или же для поднятия гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как «очищение» организма. Также многие «верующие» стараются причащаться последними, чтобы в Царствии Небесном быть первыми. Все это делает потребительским это Таинство Таинств. Подобного рода воззрения умаляют истинное значение Таинства Святой Евхаристии, должное и правильное участие в котором, соединяет человека со Христом и гарантирует ему спасение. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56). А также «Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Великое множество околоцерковных суеверий связаны с отношением к смерти, похоронами и поминальными днями. Так, во время похорон, в гроб с покойным кладутся различные посылки на тот свет, которые, как утверждают, обязательно пригодятся. Кладут все что угодно: сигареты (покойный любил курить), расческу, очки, вставные зубы, мобильный телефон, деньги (видимо для платы за переход на тот свет), платок (Бог будет порицать умершего, а он будет платком слезы вытирать). Существует такая дикая суеверная традиция, как положение на лицо умершего блина, съедание которого гарантирует прощание грехов покойного. Бытует мнение, что после выноса гроба с умершим из дома необходимо помыть пол. Еще бы – простится сразу 40 грехов! Вот такой вот простой способ очистить свою душу. И зачем жить богоугодной жизнью, каяться и исправляться? Помыл пол после покойного и все – чист.

Что касается поминальных дней, то и здесь есть масса суеверий. В эти дни родные умершего идут на кладбища и устраивают та могилах поминальные трапезы с роскошными столами, полными различных яств. И такое поминание для многих людей остается куда более приоритетным, чем молитвенное поминовение в храме и дома и совершение дел милосердия в память покойного.

Список такого рода суеверий, связанных с отпеванием и прощением умерших, можно продолжать и далее. В каждой местности обычаи и традиции свои. Однако важно помнить, что все они бессмысленны и абсолютно не имеют под собой никакого основания и очень опасны для человека. Важно помнить, что куда более важно помолится о умершем и совершить в его память дела милости, и именно таким образом помочь его душе.

Значительная часть суеверий связана с так называемым «свечным благочестием», а также неправильным отношением к Богу, святым и святыням (иконам и мощам). Очень печально, что для многих людей, называющих себя верующими, самым важным в их жизни остается элементарный акт возжигания свечей. Считают, что нельзя зажигать свечу от другой свечи, но только от лампадки, ибо можно взять на себя чужие грехи. Ни в коем случае не передавайте свечу через левое плечо и не ставьте ее на подсвечник левой рукой. Ибо ревностные хранители истинного Православия — милые бабушки, будут порицать вас, или куда еще хуже обвинят в колдовстве. (И эти люди называют себя православными христианами???!!! – авт.)

Околоцерковным суеверием можно назвать и неправильное отношение к иконам, и в связи с этим, неправильное их почитание. Множество раз приходится слышать вопрос «а кому лучше помолится»? Или спрашивают: «какая икона сильнее Казанская или Владимирская, а может Жировичская»? Приходится слышать и такое: «к этой иконе не иди, она менее намолена». И таким образом получается, что человек думает не о том, что я делаю неправильного в жизни и как бы изменить свою жизнь, что в ней поменять, а связывает свое выздоровление, которого желает, с количеством прочитанных молитв и положенных поклонов у той или иной «более сильной» иконы.

Неправильным является мнение о Крещенской воде. Считают, что освященная вода в Крещенский сочельник более сильна, чем вода, освященная в сам день Богоявления. Это не так. Ибо и там и там используется один и тот же чин для освящения, читаются одни и те же молитвы. 

Список околоцерковных суеверий пополнен еще и неправильным отношением к подаваемым запискам. Видят в сорокоустах магические действия, поминают в записках о упокоении живых, желая им навредить, выясняют какая записка лучше.

Отдельным списком в ряде суеверий стоят паспорта и цифровые коды (ИНН) отказ от которых гарантирует спасение. Вот так и получается, что спасает не Господь, который видит твою богоугодную и праведную жизнь, а простой отказ от паспорта.

Вот далеко не полный список околоцерковных суеверий, которыми наполнена, к огромному сожалению, Православная Церковь. Эти суеверия являются плодом человеческого незнания, безграмотности в церковной жизни и нежелания изучения своей веры. И главная задача для многих священнослужителей и действительно истинных верующих христиан заключается в ведении бескомпромиссной борьбы с суевериями, с целью лишить права последних на существование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *