Собор, или главный храм города, имел особенное значение в жизни РПЦ в средние века. В соборном храме совершались все важнейшие в истории того или иного княжества церковные акты: интронизация епископа, церковный обряд «посажения» князя на княжение, собрания (соборы) клира по вопросам вероучения и церковной дисциплины. При соборах, главным образом, была сконцентрирована деятельность церкви в области духовного просвещения народа, соборы были школами церковного пения, там были собрания книг (библиотеки). Собор был центром духовной жизни не только города, но и прилегающей к нему периферии княжества или области.
В собор на вечерние ходы (торжественная часть совершаемого в храме праздничного богослужения) для участия в них являлось всё городское духовенство и все священники, прибывшие в город по каким – либо делам из периферии и задержавшиеся в нём в предпраздничный вечер. Священники городских храмов, чтобы прибыть в собор к вечернему ходу, начинали у себя в церкви вечерню несколько раньше и заканчивали её до начала праздничной вечерни в соборе.
В Москве, где всё множество её храмов административно делилось на «сороки» и у каждого «сорока» был свой собор, духовенство каждого «сорока» собиралось на вход в свой собор. Кстати, отсюда берёт своё начало такое церковное поминовение как «сорокоуст». Раньше поминовение о здравии или упокоении на литургии, заказанное в сорока церквах, так называемых «сороках», именовалось сорокоустом.
Как видим, между собором и приходскими церквами существовал постоянный духовный и церковно-административный контакт. Собор объединял все приходские храмы и был их центром.