Пятница, 3 мая
Shadow

Растлевая дух — рождаешь грех

«Не следуй за большинством на зло,

и не решай тяжбы,

отступая по большинству от правды»

(Исх 23. 2).

«Избегай, душа моя, воспламенения греха, избегай пламени всякого безрассудного стремления» (преподобный Андрей Критский).

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние, или леность, забвение и неведение, —которыми связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей».

Грех — извращение природы Творца

Бог наделил человека полной свободой в отношениях с Собой. Но, увы, люди очень часто используют свою свободу вопреки своему благу и строят себе многочисленные препятствия для близкого единения Творца со своим творением. И таким препятствием является грех, под которым в самом общем смысле подразумевается непослушание Богу. Грех — извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом.

Апостол Иоанн учит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин 3. 8).

По словам преп. Иоанна Дамаскина, «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)».

Сущность греха заключается в том, что человек, обладая свободной волей, нарушает волю Божью. Таким образом, грех есть преступление против воли Бога, противление Богу, разрыв союза человека с Богом, отступление от Бога, измена Богу в любви и вере.

Блаж. Феофилакт Болгарский утверждает: «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе».

Само понятие «грех» — это перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает «промах» или «непопадание в цель». Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.

Как пояснял священномученик Ириней Лионский, «болезнь и смерть суть не беззаконные кары, наложенные Богом на виновного человека, но логическое следствие, органично вытекающее из греха».

«Не плоть, но дух растлился в наши дни», — писал Федор Иванович Тютчев.

Обремененная грехами душа, больная совесть, жизнь не по заповедям Божиим, а по собственной грешной воле или под чужую диктовку, часто заведомо порочную, стремящуюся извратить, поработить сознание человека, вызывают повреждение души и её болезнь. Поврежден дух — страдает и болеет душа. Болеет душа — выходит из повиновения и заболевает тело.

По слову свт. Феофана Затворника, «человек согрешил тем, что перенес центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя».

По слову св. Симеона Нового Богослова, «впадая в грех, человек умер для Бога и стал жить своим естеством».

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Нечистая жизнь препятствует познанию высоких истин, не позволяя разуму проявлять свои высшие способности».

Развитие греха

Корень, сущность, основа греха — в себялюбии, в любви к себе большей, чем к Богу. Поэтому и развитие греха состоит, главным образом, в наибольшем утверждении и укоренении человеческого своеволия, предпочтении закону Божьему личных стремлений, душевных и телесных, которые, в таком случае, чем далее, тем более приобретают господство над духовными.

Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «Страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния».

Зарождение греха бывает от греховной мысли, помысла или представления, появления в душе греховного ощущения.

Искушаемость сама по себе еще не составляет греха. Можно быть искушаемым и не согрешить. Другое дело, если мы сами добровольно чрез нечистые мечты или осознанно вызываем греховный образ, греховную мысль, — тут уже присутствует наша личная вина.

Человеку самому предоставляется побороть искушение или по собственному выбору воли поддаться ему. Поэтому ап. Иаков и говорит, что грех рождается, когда «похоть», т.е. сильное влечение к греху, «зачнет» (см. Иак 1. 14-15). Зачинает же похоть от воображения. Когда пробуждается похоть, то сейчас же приходит в движение воображение.

А воображение создает соответствующий греховному влечению образ, имеющий притягательную силу.

Если помысел пресечь вначале, не останавливаясь на нем вниманием, то грех пресечётся в его зарождении.

В противном случае, вследствие нашего внимания к предмету греха, он начинает нам нравиться, мы начинаем хранить его в мыслях, наслаждаемся им в сердечном чувстве.

Как говорит епископ Феофан, «услаждение греховными предметами есть уже прямо (внутренний) грех, (ср. Мф 15. 18), ибо если сердце наше должно быть предано Богу, то всякое его сочетание с греховными помыслами и желаниями есть нарушение верности Богу, измена Ему, разрыв союза с Ним, духовное прелюбодеяние».

А уж от услаждения до желания — один шаг. Желание, или искание, греховного предмета, которым услаждается сердце, рождается в душе одновременно с согласием на грех.

Желание и согласие, если они не пресечены, превращаются в решимость. У решившегося уже все предусмотрено и учтено, осталось только совершение самого дела.

Когда же, наконец, и это будет совершено, тогда является самое греховное дело. Это уже полный грех и, по словам епископа Феофана, «плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие вовне».

Относительно греховности отдельных моментов развития греха епископ Феофан указывает: «Уже и тот, кто возжелал или внутренне изрек согласие на дело, в нравственном смысле совершил грех пред Богом, видящим тайная сердец. Кто зачал похоть — родил грех (см. Иак 1. 15), и пожелавший при воззрении на жену уже любодействовал с нею (в сердце), — говорит Господь (см. Мф 5. 28). Однако же решившийся грешнее его по большему напряжению сил на грех, по большему объему внутреннего отрешения, по большему упорству и развращению воли. От решимости до дела одна черта».

По словам еп. Феофана Затворника, «хотя в желании и решимости есть уже грех, однако ж из этого не должно заключать, что самому грешному делу нечего прибавить к их греховности и оно грешно не более их. Решившийся еще может или имеет время отказаться от дела и, следовательно, однажды воспротивившись закону, оказать ему покорность в другой раз, когда он в совести предъявит требования; между тем, сделавший дело попирает закон и внутренне, и внешне. Совершающий дело во все продолжение его борется с совестью, которая не престает вразумлять его, следовательно (противясь и попирая совесть), более развращает себя и расстраивает свою нравственную природу».

Грех в мыслях, если не воспротивиться ему, равносилен греху в действиях.

Отец Сергий Четвериков говорит о том, что мысленный грех даже хуже сделанного, ибо, в отличие от поступка, он не ограничен в мыслях.

О борьбе и победе над страстью

Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к духовному усилию и потому не имеют результата.

По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк 11. 24-26).

Преп. Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью требуется мужество: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь».

Каждое искушение, всякая скверная мысль, всякое греховное чувство происходят от внушения злых духов. Поборов искушение, мы посрамляем злых духов, с которыми надо неослабно бороться. Наше оружие — слово Божие, вера, молитва, крестное знамение (см. Еф 6. 11-17).

Свт. Феофан Затворник пишет: «Меряйте себя не подвигами, а замиранием страстей. Замрет какая — это шаг вперед».

Путь к освобождению от грехов — только один: искреннее покаяние и решимость исправиться.

И чем раньше, тем лучше.

Ибо нет греха, побеждающего милосердие Божие. Прощение грехов дается не по нашим заслугам, а по милости человеколюбивого Бога, всегда готового прощать, как только кто обратится к Нему с раскаянием.

Наше покаяние состоит в том, чтобы не только раскаяться в грехе, но и не повторять его.

По словам свт. Феофана Затворника, «грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, — и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» составляют основу чувств текущего путем спасения».

Надо, подобно апостолу Петру (который, слыша петуха, рыдал), и будучи прощенным, не забывать прежнего греха и не впадать в него снова.

И в то же время, чтобы возвратиться на путь добродетели, надо быть деятельным, а не мучить себя только бесплодными укорами и слезами. Мы должны помнить свое содеянное греховное дело, жалеть об этом и всячески стараться загладить его, а не увеличивать вины своим малодушием.

Мы почти ежедневно умерщвляем свою душу и лишаем себя дара прощения и исцеления. Когда мы предаем любовь к Богу, оставляем, как говорит Иоанн Богослов, первую любовь и заменяем ее ложной любовью к миру, который есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин 2. 16), мы исторгаем из своей жизни Божью любовь, и она, не нарушая нашу волю, уходит от нас.

По слову Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в современном мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха, а любая истина становится относительной, поэтому сегодня человечество стоит перед важнейшим нравственным выбором, который никогда в прошлом не стоял так остро: «Мир сегодня потерял понятие греха. Не существует больше понятия греха, есть понятие, которое называется «модель поведения», «альтернативная модель поведения». Вы так себя ведете — и это ваша «правда», а я так себя веду — это моя «правда», а абсолютной правды нет. А почему это произошло? Потому что люди отказались от Бога».

Для того чтобы бороться с грехами, нужно помнить, что есть пределы греху. Есть грех, который прощается. Но есть грехи, которые Бог не прощает. Таким грехом является хула на Духа Святого (см. Мф 12. 31). Когда мы в своем лицемерии, в своем двоедушии, в своем внутреннем раздвоении, еще сохраняя где-то остатки веры, одновременно в силу разного рода обстоятельств — из-за трусости, малодушия, лицемерия, желания сделать карьеру — становимся противниками Богу, тогда преступается черта. Чтобы это не произошло, наша внутренняя духовная жизнь должна быть под строгим контролем, чтобы хранить внутреннюю бдительность и уметь наблюдать за самими собой, вырабатывая навыки реального благочестия.

«Без Бога нет абсолютной правды. Если Бога нет, то любая правда относительна, а если правда относительна, то смешиваются понятия добра и зла. А это та почва, на которой только и может прийти антихрист» (Святейший Патриарх Кирилл).

Наш ум должен следить не только за помыслами, которые приходят, но и за целями, с которыми мы обращаемся к Богу и следуем Ему. Может получиться, что мы обращаясь, в итоге останемся ни с чем, если цель наша будет не благой.

А целью всех человеческих добрых дел должна быть «слава Божия».

Ибо слышны слова апостола Павла: «…едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор 10. 31).

 

Грех: azbyka.ru/dictionary/04/greh.shtml.

Грех: verapravoslavnaya.ru/?Greh.

Преподобного отца нашего Исаака Сирина слова подвижнические. — Лепта, 2010.

Свт. Феофан Затворник. Грехи и страсти и борьба с ними. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011.

Иером. Иов (Гумеров). Какие грехи являются смертными и как их можно искупить: http://www.pravoslavie.ru.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры.

Патриарх Кирилл. В современном мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха: http://www.patriarchia.ru/db/text/3026946.html

 Александр А. Соколовский

8 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *