Воскресенье, 24 ноября
Shadow

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — одно из самых таинственных новозаветных событий.

Cлово «преображение» (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы».

С понятием «преображение» связывается надежда на лучшее будущее. И это слово используется не только в Священном Писании, не только в богословии, не только в литургических текстах, но и в нашей повседневной речи. Когда мы говорим о преображении, мы подразумеваем новое состояние, отличное от предыдущего, мы подразумеваем некую принципиальную перемену особой важности. Именно поэтому мы говорим о преображении личности, о преображении общества, о преображении государства, всякий раз вкладывая в это слово свою надежду.

Вместе с тем, слово «преображение» следует употреблять очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда под воздействием культуры обретаем  эстетическое восприятия мира.

Однако же, если сравнить человека, прошедшего жизненный путь, с отроком, который этот путь только начинает, то будет видно, как усовершенствовался человек, особенно если он прикладывал много сил.

Но,  это несомненное усовершенствование нельзя назвать преображением  — подлинное же преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.

 

Событие Преображения на Фаворе

Ряд важных событий в истории спасения человечества, происходили на горах: испытание Господом веры Авраама на одном из холмов в земле Мория, передача Моисею десяти Божиих Заповедей на горе Синай и др..

И событие Преображения Господне произошло на горе Фавор, высотой 588 метров, расположенной в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета

Господь взошел на гору Фавор, взяв Петра, Иакова и Иоанна, брата его.

Петр был взят на Фавор, как камень веры. Именно ему Господь сказал «… на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).

Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и его можно назвать камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «…Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и, особенно, в изгнании на острове Патмос.

Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образец терпения.

Именно Петру, Иакову и Иоанну было дано увидеть событие на Фаворе, чтобы они, уверовав до конца, укрепляли и веру других.

На горе Фавор ученикам Иисуса открылось духовное зрение. И там во время молитвы преобразился перед ними Господь. Лицо Его и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 1-8) И апостолы увидели беседующих с Господом ветхозаветных праведников — Моисея и Илию.

Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9. 33). Эти слова Петр произнес, будучи озарен нетленным светом Божества. В этих словах — стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах — пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи — значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной; чтобы вся земная действительность стала белой, как снег, просияла, как просияли на горе ризы Спасителя.

Апостолу Петру и, наверное, другим, кто был свидетелем этого события, не хотелось спускаться с горы, они хотели бы там остаться.

Но волей Божией им было вернуться к реальной земной жизни, по которой каждый человек должен пройти, чтобы достичь Царства Небесного.

После того как Христос и ученики сошли с горы, Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

На горе Преображения апостолы увидели рядом с преобразившимся Господом пророка Моисея и пророка Илию. Моисей жил за тысячу шестьсот лет до Рождества Христова, пророк Илия – за девятьсот лет.

Таким образом, эта встреча свидетельствует о том, что пророки Моисей и Илия никак не мертвые, но живые. Они живы были и тогда, когда их видели в этот день апостолы; живы и сейчас, живы будут и всегда, потому что Бог наш, в Которого мы веруем «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

У Господа все живы. И апостолы, созерцая пророков, явившихся им из небесного мира, видели в этом явлении живое подтверждение слов Господа Иисуса Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47).

 

Суть  Преображения Спасителя

Сын Божий, сходивший на нашу землю для вечного спасения людей, явился не в Своей Божественной славе, – иначе Его Божественный свет ослепил бы очи грешных людей, – но пришел на землю в уничиженном виде, прикрыв Свое Божество образом человека. А здесь, на горе Преображения, Он показал Себя в сиянии той славы, в которой Он пребывает от века и в которой увидят Его те из нас, кто своей земной жизнью будет этого достоин.

В день Своего Преображения Господь Божественным, совершенным образом преобразил Свое человеческое естество. Этим Он раскрыл Божественное величие человека, наглядно показав, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа

Своим Преображением Господь показал, что смысл, и достоинство, и нетленная, Божественная красота плоти, вещества, материи заключается в том, чтобы наполниться Божественным светом, излучать его и жить им, ведь свет – это синоним жизни и бессмертия (см.: Ин. 1, 4), подобно тому как тьма – синоним смерти и разрушения.

Глубина  сути Преображения раскрывается в Его символах.

Гора -это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего ума с Богом.

Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение и  видит духовный смысл жизни.

Священное событие Преображения Господня напоминает всем нам о том, что для того, чтобы войти в ту славу, какую Господь показал на Фаворской горе, какую обещает Своим верным детям, какую мы предощущаем здесь на земле, мы должны преображать свою душу в дни земной жизни. Мы должны обновляться, восстанавливать в себе искажаемый грехами образ Божий, чтобы он воссиял в каждом из нас до конца этой жизни, за которой начинается новая жизнь

Событие Преображения Господня напоминает нам о долге преображения нашей души. И потому с особой силой в этот день в наших сердцах звучат слова Христовы: «Бодрствуйте и молитесь» (Мк 14, 38).

 

Митрополит Николай (Ярушевич) http://halkidon2006.orthodoxy.ru/o/propovedi/

Преображение Господне http://spas borisov com

                                   Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *