На людзях з грэшніка глуміцца – чыстых у грэх зводзіць.
Св. Никола Сербский говорит «О трех предметах не спеши рассуждать, о Боге, пока не укрепишься в вере. О чужих грехах, пока не вспомнишь о своих. И о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.»(1)
С точки зрения христианства всякий человек позволяющий злословие и злорадство над ошибками, промахами и прегрешениями ближних совершает недостойный поступок.
Если сам Господь судит человека за все его поступки и всю его жизнь, имея полное право на суд, то всякие иные суды и люди, дающие свои частные осуждения, имеют лишь частное право на суд, выражающееся в осуждении не всей жизни, а только отдельных конкретных поступков человека И истинный христианин должен проявлять милосердие к ближнему, не осуждать, а исправлять допущенное терпением и любовью.
Суровый и непримиримый обличитель чужих грехов поступает реально не как истинный христианин, а как фарисей. Ибо именно фарисеям был свойственен критический подход и изобличения недостатков ближних. Именно фарисеи, укрывшись от Бога многочисленными обрядами и системой богослужения, обьявляли себя людьми, единственно правильно понимающими учение Божье, приписывали себе право пояснять Божье учение и часто поясняли его так, как это было выгодно исключительно им, вопреки истине..
Не имея полного права судить, люди не должны делить себя на праведников и грешников и не гордится друг перед другом показной святостью, потому что Господь посылает солнце и дождь грешникам и праведникам. “Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Мф. 5,45).
Одержимые высокомерием, фарисеи выставляли напоказ свое мнимое благочестие и считали себя вправе разоблачать чужие грехи и осуждать других людей, не замечая грехи и ошибки собственные.
Христианству противен дух фарисейства потому, что христиане, видя грехи ближних, стремятся не изобличать грех ради того, чтобы потешить свое тщеславие и проявить свое злорадство, как это делают фарисеи, а стремятся не судить, но наставить грешника.
И с любовью и теплотой разъяснить заблуждения грешника и исправить его грешную природу, и тем самым устранить грех в своем ближнем.
Иисус Христос говорил: “И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь” (Мф.7:3).
Обращая внимание на человека, который критикует ближнего (брата твоего) и который заметил в глазе брата сучок (недостаток), Иисус Христос указывает на то, что критикующий человек сам заслуживает критики, ибо сам этот человек имеет достаточное количество недостатков.
В душе человека, который любит критиковать и изобличать, нет любви, сочувствия и сострадания к ближнему. Отсутствие любви к ближнему — это главная черта не христианской души. “Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4:20).
Утратив силу Божественной любви к ближнему, человек постепенно и незаметно для себя отходит от Бога и своими действиями и поступками начинает служить злу
Известно, что осуждение и сплошная критика толкают заблудшего ближнего, которого бессердечно критикуют, в ещё большую тьму греха.
Деморализованный язвительными насмешками и разоблачениями, заблудший ближний не способен осознать свои ошибки и разобраться в своих грехах.
Наоборот, такой человек способен замкнуться в себе и озлобиться. Потому, что оголтелая критика и обличение его грехов причиняют грешнику душевные страдания и переживания и не способствует тому, чтобы он разобрался в своих ошибках.
Поэтому православные христиане призваны не осудить, а спасти, разъяснить и наставить на путь истинный заблудшего человека. Не обругать и насмеяться, а протянуть руку помощи и проявить истинную заботу о ближнем.
В этом проявляется позиция христианина.
Жалеть нужно больных людей, а не осуждать, и, если возможно, – помочь.
Более того истинный христианин ради исправления и спасения ближнего может пойти даже на самопожертвование. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин.15:13). Христиане так поступают потому, что знают о том, что никто никогда на свете не был изменён и спасен укорами и осуждением и не был выведен из греховных страстей и привычек злословием, язвительной критикой или высокомерным порицанием.
По словам Евангелия: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). То есть на путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые способны увидеть болезнь своей души, ее неизлечимость собственными силами. Из этого состояния смирения они обращаются к пострадавшему за них истинному Врачу — Христу.
Вне этого состояния, именуемого также познанием себя, невозможна нормальная духовная жизнь.
Епископ Игнатий Брянчанинов пишет «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения».(2)
Согласно Христианскому учению только кротостью и смирением, всепобеждающей любовью и состраданием к ближнему можно добиться исправления ошибок и улучшения нравственной природы человека.
Иисус Христос говорит: “Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучек из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф.7:4–5)..
Спаситель показывает нам человека–грешника, который вместо того, чтобы покаяться и исправиться, ищет и изобличает совсем незначительные грехи у ближнего.
Осуждая чужие грехи, человек–разоблачитель делает это прежде всего для того, чтобы при помощи осуждения грехов ближнего переключить внимание общественности на недостатки других людей, чтобы под видом разоблачений чужих недостатков скрыть свои собственные.
Спаситель сказал: “Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод” (Лк 6,43).
То есть перед тем, как указывать и исправлять других, человек должен исправить себя, стать добрым деревом. И только тогда его действия, направленные на устранение ошибок ближнего, принесут добрый плод. В противном случае всякое разоблачение не принесет пользы ни тому, кто разоблачает, ни тому человеку, недостатки которого разоблачают. Разоблачения грехов ближнего, исходящие от грешника, являются лицемерным и не искренним поступком.
Лишь избавившись от своих недостатков, христианин сумеет увидеть средство, при помощи которого можно вынуть сучек из глаза ближнего : доброжелательность, любовь, терпение.
Спаситель наставляет верующих исправить свои собственные ошибки и помочь в исправлении ошибок ближнего своего, а не огульно критиковать, изобличать и злословить. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Мф. 18,15).
Ccылки
1. Древо сайта «Азбука Веры» www.pravoslavnay.luga47region.ru/…/1284-Пр..
2. А.И. Осипов Ищущему спасения: советы и предостережения
pagez.ru/olb/099.php
Александр А. Соколовски