Кто(что) есть Истина ?
«Вера превосходит разум, но не противоречит ему»
(преп. Максим Исповедник)
Способности души
Всякая человеческая душа обладает двумя способностями: Разумом и Верой —Эти две способности кажутся как бы противоположными друг другу.
В основе любой религии, в т.ч. и христианства, лежит вера, наука же базируется на разуме. А поскольку истинность науки очевидна для любого, то некоторыми делается вывод о ложности религии с ее опорой на веру. Имеется и обратная реакция: некоторые христиане, зная, что человек спасается верой, не доверяют разуму, ставя под сомнение все достижения науки и философии.
Ошибочность этого противопоставления веры и разума проистекает из понимания веры как любого волевого акта человека.
Вера же, по учению отцов Церкви, это не некий волевой акт, а совокупная, цельная, духовная деятельность разумной души.
Вера не противоразумна, а напротив сверхразумна.
Бог – это Разум, но разум – это не Бог.
Многим людям кажется, что если нечто не укладывается в их разумные рамки познания значит – это нечто безрассудное. Однако, часто бывает так, что иррациональное – это то, что просто превосходит нашу рациональность, равно как инфракрасные лучи превосходят нашу возможность видеть.
Соотношение веры и разума
В основе знания лежит вера. Затем уже на основании этой веры, как на фундаменте, человек строит какие–то свои разумные доводы, разумные теории. Вот христианский гносис (истинное знание), которое гармонично соединяет в себе и веру, и разум
Одни христианские мыслители утверждают, что вера и разум не противоречат друг другу. Другие же мыслят иначе. Они полагают, что христианство полностью отменило все притязания человека на разумную возможность познания истины, и познание истины возможно лишь верой.
Среди сторонников этих двух разных концепций можно назвать Климента Александрийского и Тертуллиана.
Климент Александрийский (II -Ш вв. по Р.Х.) — представитель александрийской школы, которая пыталась впитать в себя все позитивное из древнегреческого наследия.
Он указывал, что никакого противоречия между верой и разумом нет. Истинное христианство, по его образному выражению, можно сравнить со зданием, которое стоит на некотором фундаменте. Фундамент этого здания – вера, а стены и крыша – разум.
Любое знание всегда основывается на вере. Человек всегда во что-либо верит. Он верит своим родителям, ученик верит своим учителям, читатель верит автору книги, которую он читает, ученый верит предшественникам, которые открыли некоторые законы до него. Если бы человек во всем всегда сомневался, пытался бы всего достичь самостоятельно, то никакое познание было бы невозможно.
По Клименту Александрийскому недостаток античной культуры состоял в том, что античная культура недооценивала веру, пытаясь все постичь только лишь при помощи разума. Недостаток ветхозаветной религии состоял в том, что ветхозаветная религия предпочитала только лишь веру, удаляя разум из способностей человека.
Истинность христианства состоит в том, что христианство соединило в себе достоинства античной культуры и достоинства ветхозаветной религии, соединило в истинном знании, гармонично сочетая веру и разум.
По иному трактовал Тертуллиан. Если Климент жил в Александрии, то Тертуллиан жил в Карфагене, ближе к западной традиции. Сама проблема отношения веры и разума больше интересовала именно западную традицию. Тертуллиан предлагает совершенно иной подход: между верой и разумом не может быть ничего общего — «что Афины к Иерусалиму, что академия к церкви». Т.е. что могут дать Афины Иерусалиму, и что может дать Академия Церкви? Ничего! Ничего общего у них быть не может. Ибо, как пишет Тертуллиан, Сын Божий распят. Это верно, ибо невозможно. Вера несовместима с разумом. Вера всегда противоречит разуму. Как пишет Тертуллиан: «Не случайно Иисус Христос взял для себя в ученики не мудрых богословов, скажем, фарисеев, а простых мытарей и рыбаков, которые не владели излишней мудростью. Они имели простую, не загрязненную никакими знаниями душу. И эта душа, будучи чистой и неиспорченной, могла наполниться истинным знанием. Она была освящена истинным светом христианской веры».
И какое может быть знание, какое может быть разумное познание истины Христовой, когда вся история Иисуса Христа противоречива? Она начинается с того, что Дева родила Бога. Здесь уже два противоречия. Бог не рожден по определению, и вдруг он рождается. Дева не может родить сына, тем не менее, Она рождает Сына, оставаясь Девой. И дальше через другие противоречия все заканчивается тем, что Бог умирает на кресте, Бог страдает, будучи бесстрастным. Он умирает, будучи существующим. Бог воскресает, хотя Он не должен был умереть. Бог вселяется в тело, будучи бесконечным и т.д.
.Все полно противоречий. Никакой разум не может это осмыслить, и это говорит об истинности христианства: о том, что христианство основывается на вере.
Вера как реальность
Вера существует не благодаря, а вопреки доказательствам. Если нечто может быть доказано, то это уже не предмет веры.
Вера требует усилия поверить именно в Невозможное, Немыслимое и Непостижимое — без этого прорыва за пределы обыденности разума и сознания Бога не постичь. «И я, презрев стыд, счастливо бесстыден и спасительно глуп, — пишет Тертуллиан — Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно.» Это не полемический запал — это позиция, краеугольный камень христианских убеждений. Верить в доказанное и показанное — мало чести. Настоящая Вера начинается именно там, где кончаются опыт и доказательства.
Вера всегда — не БЛАГОДАРЯ, а ВОПРЕКИ. «Ты поверил в Меня, потому что увидел — Блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин, 20:29).
Надо верить, потому что все положения христианства абсурдны с точки зрения разума.
Но этими двумя позициями не ограничивается проблема взаимоотношения веры и разума. Позднее будут появляться другие концепции.
Например в истории средневековой философии есть такой термин, как учение о двух истинах. Оно сводится к тому, что есть две истины – истина научная и истина религиозная. Истины эти не совпадают, даже противоречат одна другой, взаимно исключают друг друга. Но, тем не менее, они являются истинами.
Если наука говорит, что мир вечен, то это истина. Если религия говорит, что мир сотворен Богом, это тоже истина. Эти истины противоречат друг другу. Но что делать? Делать нечего. Нужно знать обе эти истины. Если наука говорит о том, что человек смертен – это истина. Если религия говорит, что человек бессмертен, это тоже истина.
Сейчас в 21 веке это учение о двух истинах опять неявно всплывает, и многие люди живут так, как будто существует как минимум две истины. Эти люди могут по будним дням заниматься научной деятельностью в физических лабораториях. По субботним вечерам, воскресным утрам бывать на всенощной, литургии в храме, будучи православными верующими людьми.
И для них как бы две истины : на работе, занимаются естественнонаучной истиной, поисками этой истины, а в церкви поклоняются Богу Иисусу Христу, который сказал о себе: Я есмь Путь, Истина и Жизнь. .
Апостол Павел, будучи наделённым Божиим даром понимания сущности соотношения веры и разума, говорит «…знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8, 1-3).
Сущность Бога, как учили святые отцы, непознаваема. Это аксиома. Это догмат на котором основывается христианская Церковь. Да, Бог являлся, но не по природе, не по сущности. Бог являлся по-разному: или как неопалимая купина – горящий куст; или принимал вид человека как Иисус Христос, но не по сути своей.
Преподобный Иустин Попович пишет : «Когда ищут вечную истину, вопрос: Что есть Истина? (Ин. 18, 38) бывает ошибочен. В этом случае нужно задаваться вопросом: «Кто есть Истина?» Ведь такой истиной может быть только личность, и именно Божественная Личность, а не тварь, только Бог Творец, а не творение и материя. Богочеловек отвечает: Аз есмь Истина (Ин. 14, 6). Православная Церковь Христова все в христианстве сводит к животворящей Личности Богочеловека: и учение, и истину…и добро, и жизнь. Образ Богочеловека Христа – высшая ценность Церкви. Все остальные ценности она получает от Него, как лучи от солнца».
Для нас единственный путь постижения Бога – в душе. Этот путь свойствен всем людям (кроме апостолов, конечно, которые общались с Богом как с человеком, т.е. как с Богочеловеком). Бог есть дух, как сказано в Новом Завете, и познавать Его следует в духе и в истине
Два плюс два равняется четыре – истина. Но три равняется одному — это то, что мы имеем, когда говорим о единстве Пресвятой Троицы, и это непреложная истина.
Митр. Анастасий(Грибановский) пишет : «Что такое истина и правда? Слово истина происходит от «истос», означает согласие вещи с самой собою, с её первообразом или идеей. Правда же – понятие нравственного порядка. Оно указывает на нашу обязанность справедливо, т.е. с должным уважением. относиться к истине, и следовать за последней. Можно знать истину и в то же время содержать её в неправде, т.е. не покоряться ей, в чём обвинял римлян-язычников апостол Павел»
Путь к истине
Есть различные пути к истине: есть путь естественнонаучный, есть путь религиозный. Нельзя с физическим инструментарием идти в храм Божий. И, наоборот, бессмысленно заниматься физическим экспериментированием, используя тот же метод, который мы используем в литургии. Всему свое место. Есть разные пути к одной истине, но истина одна
Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог.
Папа Бенедикт XVI говорит:„Если христианская вера подлинна, она не смиряет свободу и разум человека. Почему вера и разум должны бояться друг друга, если они могут только при наличии гармонии между собой, лучше всего себя проявить? Вера предполагает разум и совершенствует его, и освещенный верой разум находит силу подняться для познания Бога и духовной действительности. Разум человека ничего не утрачивает, если он открыт для веры. Более того, между ними должно быть свободное и сознательное согласие”.
Земная жизнь с ее делами и заботами, какими бы важными и нужными они ему ни казались, не должна занимать центрального места в жизни человека, не должна поглощать все его внимание.
Быть человеком — значит жить не только среди вещей и людей, но прежде всего постоянно устремляясь к Богу, памятуя о нем и в радости, и в горестях, непрерывно чувствуя его присутствие.
Для христианина Бог — это жизнь; он — источник жизни, жизнеподатель.
Отпадение от Бога, по христианским воззрениям, делает душу мертвой и бесчувственной. Но если душа духовно мертва («умерщвлена грехом»), человек теряет связь с Бытием, живое ощущение бытия, его жизнь становится безрадостной, и бессмысленной.
Поэтому цель человека — богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования, включая познание мира, должны быть подчинены задачам максимального богопознания , возможного богочувствия и разумеется спасения самой собственной души.
Библиография
Митр. Анастасий (Грибановский)..Беседы .. www.holytrinitymission.org/…/mitropolit_anasta
Иустин ( Попович) Православная философия истины www.goldenship.ru/load/i/iustin_popovich/241
Основная Истина Православия — Богочеловек lib.pravmir.ru/library/book/272
Вера и разум www.legavp.ru/faith-handbook.doc
Вера и разум www.gumer.info/bogoslov_Buks/.
Разум и вера www.ateism.ru/articles/kruglov01.htm
Столяров А.А. Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века М.: 1995
Учение Тертуллиана: vikent.ru/author/1530/
Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994.
Карсавин Л.П. Климент Александрийский: krotov.info/history/02/karsav/kars_05.html
Бенидикт 16 .О недопустимости…..elib.omsu.ru/file.php?id=1332825468574533
Александр А. Соколовски
Шаг к истине — это шаг к смерти