Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Святой Горе Афон, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал настоятель монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).
— Священство в монашестве не является почестью. Это вид служения, так же, как и должность игумена. В монашестве не существует различий и разграничений между игуменом и последним послушником, но равенство. Для того, чтобы стать монахом, человек должен этого сильно желать и просить об этом у Бога. В то время как для достижения священства прилагать свою волю нельзя.
— Должен ли монах стремиться к священству? А бегать от рукоположения?
— Настойчивые притязания и выпрашивание послушником рукоположения у Старца (духовного отца братии и кандидата в священство – ред.) составляют препятствие для хиротонии. Безусловно, монах может почитать священство, но он не должен об этом просить и давить на геронду, чтобы стать иереем. Старец решает, какой монах и когда может быть рукоположен. Это высокое служение никогда не должно быть приобретаемо «по своей воле».
— Если монах на протяжении многих лет не становится священником, считается ли, что он неудачник?
— Естественно, он не неудачник. Цель монаха в его личном освящении и обόжении. В этом направлении должны быть сориентированы все его силы и действия, все его желание и воля. Он должен познать, полюбить Бога и соединиться с Ним насколько это возможно. В этом заключается успех монаха – в опытном переживании своего освящения, а не в стяжании почестей, пусть даже и церковных.
— Какие существуют предусловия для принятия сана монахом?
— Кроме канонических препятствий для принятия священства, которых у него, конечно же, быть не должно, он не должен прилагать своей воли для получения сана. Старец решает, кто из монахов пригоден для принятия священства. И не отсутствие канонических препятствий при этом является важнейшим критерием для решения геронды, но то, насколько монах способен на это служение. Выбирает старец тех, кто до законоположного священства успел стяжать благодатное. Тех, которые обладают чистотой и непорочностью не только телесной, но и душевной, которые могут стать посредниками между Богом и людьми, которые любят ближнего и жертвуют собой ради него, которые молятся о спасении мира.
— Все ли священники на Святой Горе являются духовниками? Если нет, то почему?
— Не все иеромонахи на Афоне – духовники. Чтобы стать духовником, иеромонах должен приобрести соответствующий опыт. Должен иметь дар рассуждения духов. Он должен уметь различать какие помыслы происходят от Бога, какие от диавола, а какие от самого человека.
— Может ли не священник давать духовные советы?
— Конечно же, монах, обладающий духовным опытом, может давать советы. Кроме того, многие великие Отцы нашей Церкви были простыми монахами и совершили большое пастырское дело, такие как прп. Антоний Великий, прп. Пахомий Великий, прп. Максим Исповедник, прп. Афанасий Афонский, современные нам Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и многие другие.
— А может ли давать советы священник, не имеющий духовного опыта?
— Если священник занимается самопознанием и осознает, что ему не хватает соответствующего опыта, добро будет, чтобы не советовал. Если же хочет посоветовать, добро будет, чтобы не настаивал на собственном мнении и предоставил исповедующемуся возможность взять совет у более рассудительных духовников и старцев.
— Что сложнее – быть простым монахом или иеромонахом?
— На Святой Горе известен один афоризм, родившийся из опыта Отцов. «Лучше монах, да в раю, чем в епитрахили, да в аду».
— Как рукополагают священников на Афоне?
Когда старец выберет монаха для рукоположения, он объявляет об этом на Духовном Соборе Обители (Совете старцев), который утверждает выбор. Затем решение сообщается выбранному монаху, которому необходимо послушаться. В некоторых случаях, однако, монах может отказаться от тяжести священства, и этот благословенный отказ может быть принят старцем. Из «Отечника» нам известны случаи, когда отцы, для того, чтобы не рукополагаться, отрезали себе нос, ухо или просто сбегали и прятались. Помню, как примерно тридцать лет назад, когда Старец (имеется в виду старец Иосиф Ватопедский, духовный отец и учитель игумена Ефрема – ред.) сказал, что мне предстоит стать священником, я поначалу вознегодовал, испугался тяжести служения. Но Геронда поведал мне аналогичный случай со святителем Василием Великим. Во время посещения одного общежительного монастыря Василий Великий спросил Старца той Обители: «Есть ли у тебя кто из спасающихся?». Рассудительный геронда понял вопрос святителя и привел к нему послушника. Василий Великий попросил его подать воды умыться. Затем святитель сказал послушнику сесть и сам подал ему воды, чтобы умылся монах. Послушник, умертвивший себя всякому личному желанию, не выказал возражения и на это повеление святителя Василия. Тогда Василий Великий попросил старца обители отдать ему этого монаха, чтобы рукоположить его и сделать протосингелом (первым лицом в митрополии после архиерея – ред.) в своей митрополии, за его совершенное послушание.
— Епископ приезжает на Афон для рукоположения, или ставленник едет к епископу?
— Монастырь приглашает епископа прибыть на Святую Гору и совершить хиротонию.
— Существует ли на Афоне особая ставленническая исповедь?
— Особых исповедей не происходит, поскольку монах, избранный для принятия сана и его старец знают друг друга уже достаточно времени, и эта связь их объединяет. Кроме того, когда кто-то приходит стать монахом, ему необходимо совершить общую, подробную исповедь старцу и тогда он причисляется к братии. Стало быть, такая особая исповедь уже произошла и связь между послушником и герондой развилась. Также существует так называемое письменное свидетельство, которое старец должен предоставить об избранном монахе.
— Существуют ли какие-нибудь святогорские традиции, связанные с хиротонией? Например, в России новопоставленный священник 40 дней подряд служит литургию.
— Да, такая традиция существует и на Святой Горе, что каждый ново-рукоположенный иеромонах должен отслужить 40 литургий.
Старец Иосиф Ватопедский о священстве:
«Священство есть таинство, посланничество, сверхъестественное служение, небесная «повинность», «носитель» откровения и средство связи преходящего и падшего земного мира с Богом. Имея людей своими служителями и само служа людям, оно, тем не менее, имеет небесное происхождение. Оно действует на земле и поэтому его облик выглядит земным и смиренным, однако результаты его восходят на небеса. Священство по своей высоте есть дело ангельское и больше подходило бы ангелам, если бы непостижимое домостроительство Божие не предназначило людям быть его служителями. Одним словом, священство есть служение Благодати, посредством которой Бог Творец через Свои нетварные энергии передает Себя Своим созданиям и делает их соучастниками Своей жизни. Будучи таковым, священство не входит в число придуманных людьми профессий. Господь определил так, чтобы через священство пришло к своему окончательному завершению Его спасительное домостроительство, чтобы возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10).» (из книги «Слова утешения. Беседы о духовной жизни и монашестве».)
Журнал «Нескучный сад»/Подготовил Кирилл Миловидов
Encuentra foro apuestas futbol alli