«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Мф 22. 39).
Господь наш Иисус Христос в притче о милосердном самарянине, обращаясь ко всем нам, говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10. 27). И потом, отвечая на вопрос законника «Кто мой ближний?» (Лк 10. 29), приводит в пример рассказ о том, как какой-то человек, идя по дороге в Иерихон, попался разбойникам, и те, ограбив и избив его, бросили на дороге. Проходя по той же дороге, его видели и священник, и левит, то есть люди, которые в первую очередь просто обязаны были остановиться и помочь несчастному. Но они походят мимо. И лишь самарянин, человек, одно происхождение которого делало его парией в обществе иудеев, сжалившись над пострадавшим, оказал ему первую медицинскую помощь. То есть помог тому, кто, возможно, при других обстоятельствах, будучи иудеем, мог относиться к нему, по меньшей мере, с пренебрежением. Более того, самарянин отвозит пострадавшего в гостиницу и платит за содержание его там до полного выздоровления. Заканчивая притчу, Господь Иисус Христос спрашивает у законника, кто, по его мнению, был ближним пострадавшему. И тот отвечает, что ближним был оказавший милость, то есть самарянин.
Давайте зададим себе вопрос: как часто мы, быть может, как те священник и левит, проходим мимо нуждающихся в нашей любви ближних? И вообще, что значит любить ближних? Существует разные формы такой любви. Любовью соединяются жених и невеста; взаимные чувства согревают жизнь мужа и жены; с нежной материнской любовью склоняется над колыбелью ребенка мать. На чувстве глубокой родственной любви основываются взаимные отношения братьев и сестер и т.д.
В случае такой прирожденной любви человек любит того, к кому влечет его природа, и при этом он даже способен на многие жертвы ради любимого. Такая естественная любовь, конечно, является достоинством человека.
Но есть иного рода любовь — любовь, которую преподал нам Господь наш Иисус Христос. Это христианская, благодатная любовь, обладание которой приводит к Богу. Поистине, кто любит ближних, будет чтить отца и мать, не станет воровать и тем более убивать. Этот человек будет всем желать добра и делать добро, не ища в этом своей выгоды или хотя бы ответного чувства. Легко любить тех, кто любит нас, но нужно любить и тех, кто холоден к нам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Не ищите и не ожидайте любви от людей, всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям». На практике часто приходится видеть обратное: «Как он ко мне — так и я к нему!»
Любовь к ближним искренняя, совершенная, от всей души — редкое явление в наше время. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15. 13) — это поистине великая жертва.
Несомненно, высшее проявление любви есть любовь к врагам. Эта любовь неизвестна другим религиям и является отличительной добродетелью христианства. Господь Иисус Христос учит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф 5. 44-45). Мы спросим: «Как можно любить тех, кто не достоин любви?» А мы были достойны любви Божией, когда Христос, «будучи Сыном Божиим принял образ раба, сделавшись подобным человекам» (Фил 2. 6), и пострадал на кресте за нас? Некоторые скажут: «Да, достоин, ведь мы тоже любим Бога за Его благодеяния к нам». По этому поводу святой апостол Иоанн Богослов замечает: «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин 4. 20). Истинная любовь к Богу невозможна без любви к ближнему. Чем больше мы любим ближних, тем ближе мы к Богу. Любовь к ближним — это единственный истинный путь богопознания. А апостол Павел говорит, что даже добрые дела, сделанные нами без любви к ближним, не принесут нам никакой пользы: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы» (1Кор 13. 3). Итак, невозможно идти по узкому и тернистому пути к вратам Царства Небесного, не имея любви к ближнему.
Научиться по-настоящему и правильно любить — это наука из наук. Только всеобъемлющая любовь является признаком истинной мудрости, ибо «любовь есть совокупность совершенства» (1Кор 13. 2). Чувство любви к ближним присуще каждой человеческой душе, но, как и все другие чувства, естественная любовь может быть извращена грехом. Истинная любовь к ближним имеет основанием веру в Бога. Она вся в Боге, т.к. «Бог есть любовь» (Ин 4. 16).
Использованная литература:
- Библия. — М., 1989.
- Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. — М., 2002.
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. — М., 2005.
- Великие мысли, кратко реченные. — С-Пб., 2001.
- Цветник духовный. — М., 2002.
Спаси Господи, батюшка! Все очень актуально для нашего времени. И на самом деле такого доброго самарянина сегодня днем с огнем надо искать. А вина на нас всех, сами равнодушные и «смиренно» молчим обычно, боясь возможных проблем, обучая такому же поведению молодёжь… Господи, прости нас!