Среда, 11 декабря
Shadow

О лукавстве астрологии

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4.3,4).

Часть 1.

 

Языческое и христианское отношение к астрологии

Сегодня в обществе нет новой идеологии – остался вакуум, нет достижений и даже просто необходимого – остаются проблемы и беды. Похоже, что потребность в помощи и защите, откуда бы она не исходила, в людях нарастает.

.Когда в обществе исчезает вера, то ее место занимает суеверие. Ибо человеческая душа ищет всегда некоего наполнения.. Человек, созданный по образу Божию (Быт. 1, 27), изначально направлен к своему Творцу. Когда он теряет Бога в своем сердце, то образующаяся пустота  требует заполнения, и человек легко усваивает ту фальшь, которую предлагает ему окружающий мир. Вот почему и  в наше непростое  время широкое распространение получили казалось бы давно уже забытые различные оккультные направления.

 В словаре Брокгауза и Ефрона  говорится: «Астрология — мнимая наука, пытавшаяся предсказать будущее отдельных личностей и человечества из наблюдений над положением светил на небе (1). …

Выделяют натуральную и юдициарную астрологию. Натуральная астрология . занимается воздействием светил на животный и растительный мир. Юдициарная  пытается. пытается предсказать по взаиморасположению светил судьбы как народов, так и отдельных людей  »(2)

По законам, данным Богом, в существующем мире происходит взаимодействие материальных объектов, и в частности, воздействие солнца, луны и других небесных светил и планет на живую и неживую материальную природу земли.

Человек, будучи своеобразным микрокосмосом, соединяющим в себе духовные и материальные начала, естественно, испытывает и на себе это воздействие. Так, например, профессор Чижевский в своих работах показал зависимость эпидемий холеры и некоторых других заболеваний от уровня солнечной активности .

Известно влияние фаз луны на психическое состояние определенного контингента людей (так называемое явление лунатизма при полнолунии). Видимо, по аналогии можно говорить и о воздействии других небесных тел на физическое и психическое состояние человека и даже, в определенной степени, на формирование его характера, индивидуальных физических и психических способностей. Вероятно, указанные знания были также даны астрологам падшими духами.

При знании определенных физических и психических свойств человеческого организма, а также возможных результатов влияния на него космических излучений в определенный момент времени можно предполагать то или иное поведение, физическое или психическое состояние человека. Отсюда случаются некоторые совпадения между предсказаниями гороскопа и реальностью.

Но характерно, что большинство предсказаний астрологов не исполняется. Это объясняется тем, что, кроме астрономического фактора, индивидуальные психофизические особенности человека определяют его наследственность, географическое место рождения, воспитание, питание и множество-множество  других второстепенных факторов.

 Что же касается судьбы человека, его жизни и смерти, то ко всем вышеперечисленным факторам прибавляется еще один, который и является главным и определяющим — промысел Божий о человеке. Особенно о человеке верующем, христианине, который предается воле Божией и постоянно опирается на нее. Такой человек находится под особым водительством Господа.

Сказано в Евангелии от Матфея: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф. 10, 29-30).

Не христиане же, в силу отпадения от истинного Бога, в определенной степени преданы на волю случая, и их жизненный путь складывается из многих составляющих, в которых физические и психические природные задатки, а также космическое воздействие небесных тел играют уже большую роль. Вот почему для христианина верность астрологических предсказаний имеет практически нулевую вероятность, а для язычников определенную, хотя и довольно низкую, степень совпадения.

Святые отцы об астрологии

Людям  тайны Божии открываются по мере их духовного просвещения или иначе говоря, по мере стяжания Духа Святого. Чем больше человек открывается и предается Богу, тем больше он начинает жить жизнью Христа, мыслить, чувствовать и действовать подобно Христу.

Как сказано в Евангелие : «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим… да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Ин, 14, 23; 17, 21). Человек, соединяясь с Богом Духом Святым, этим же Духом познает и тайны Божии, получает силы и дарования, которые использует только на добрые дела в соответствии с волей Божией.

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН .Современная икона.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН Современная икона.

В своё время блаженный Августин беспощадно сражался против астрологии, под каким бы видом она ни выступала. Он оценивал её в нравственном плане как убийственную эпидемию, как опустошительную чуму, потому что она отрицает свободный выбор, личную волю и нравственную ответственность. «Растленные нравы — вот что астрология приписывает небу, убеляя эти нравы, поскольку они якобы исходят от звёзд», — писал он. Занятие астрологией означает принятие знания от бесов, и святитель рассматривал это как прелюбодеяние души, совершаемое в доме врага. Что касается книг по астрологии, он благословлял их просто сжигать. (3)

Блаженный Августин тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы нечто предсказывают правильно, отвечал: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество»(4)

Обличает астрологию и свт. Иоанн Златоуст: «сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование?» (5)

Святитель Григорий Богослов пишет, что астрология оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (6)

 Святые отцы Церкви единодушно выступают против астрологии, обличая ее как разновидность магии, средство общения с демонами, а астрологов сравнивают с «падшими ангелами, обольщающими род человеческий» и строго запрещают общение с этими «врагами Божиими».

Особого внимания заслуживает высказывание Татиана, показавшего безумие астрологов, которые нарекли созвездия именами животных, планеты — именами ложных богов, а потом из характера последних стали выводить судьбу человека или государства в зависимости от расположения  этих «небесных тварей».

 Очень убедительно звучат и доказательства Менуция Феликса, показавшего, что некоторые предсказания сбываются по двум причинам:

1) из-за случайного совпадения;

2) из-за чародейских действий гадателей, которые в ряде случаев могут узнать о грядущих событиях от демонов, которые или увидели или узнали об этих событиях, или сами принимали непосредственное участие в их подготовке.

Тертулиан пишет: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, — чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрология в этом случае уподобляется падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология — ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны»

В Номоканоне (своде церковных правил и постановлений) сказано : «Которые ходят к волхвам или волхвуют или звездословят (т.е. занимаются астрологией ), шесть лет да не причастятся по 1-му правилу Трульского собора и по 80-му правилу Василия Великого, священник же, творящий это — да извержится ».

Здесь мы видим явное указание церковного сознания на демоническое происхождение всех видов волшебства, включая астрологию, на недопустимость общения с ними верующих христиан и на строгое наказание тех, кто по каким-либо причинам решится на связь с демонами (7)

                                                         Александр А. Соколовски

                        (продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *