Среда, 30 октября
Shadow

О лукавстве астрологии

Часть 2

Священное Писание и астрология

Некоторых смущает вопрос: если астрология носит демонический характер и использование ее является грехом, как же волхвы узнали время Рождества Христова при помощи астрологии?

На этот вопрос существуют два взаимодополняющих ответа.

Во-первых : причину, по которой ожидали эту звезду на Востоке и следили за ее появлением, ставят в связь с предсказаниями, сделанными в книгах Ветхого Завета.

В книге Чисел мы читаем: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24, 17). У пророка Исайи (Ис. 60, 1, 3, 6) сказано: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел Свет твой, и слава Господня взошла над тобою. И придут народы к Свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню». В псалме 71 мы читаем: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Пророк Даниил, который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов (Дан. 2, 48), естественно знал эти предсказания и не скрывал их. Кроме того, лично ему принадлежит пророчество о времени Рождества Богомладенца (Дан. 9, 25). Эти данные, указывающие на события чрезвычайной важности (время, место и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой в силу сложившихся обстоятельств стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение.

Во-вторых :. Премудрость Божия, обратившая злобу людей в средство для приведения Иосифа в Египет, также могла дать астрологии возможность привести волхвов ко Христу. Ибо известно, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 4), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями.

Исходя из сказанного можно констатировать,  что, не благодаря магии и астрологии узнали волхвы  время и место Рождества Христова, а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим. Так что никакой заслуги астрологии в факте пришествия волхвов по звезде к месту Рождества Христова нет.

Небо и звезды — такое творение рук Божиих, которое видимо всем. Поэтому в определенных случаях Господом через  них даются знамения, возвещающие важные события в грядущей судьбе человечества.

Так, во время крестных мук Спасителя, перед самой Его смертью «…сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце…» («Лк. 23, 44-45). Людям возвещалось, что человеческими руками убит Тот, Который пришел спасти род человеческий, возвестить и открыть путь ко спасению, к Царству Небесному. Произошла временная победа тьмы, совершилось дело беззакония и в знак этого земля покрылась тьмой («Лк. 23, 46-47)

В  Евангелии мы читаем о том, что при кончине века, перед вторым пришествием Христовым «будут знамения в солнце и луне и звездах. И ужасные явления и великие знамения с неба» (Лк. 21, 25-28), которые в сочетании с другими предсказанными событиями и явлениями не оставят сомнения в том, что приблизилось время второго пришествия Христова  (парусия)  и конца существующего мира.

Таким образом, для понимания знамений небесных, посылаемых от Господа, не требуется знание астрологии или толкований астрологов; ибо каждый, кто принял сердцем Священное Писание, не усомнится в происходящем. (8)

Астрология на Руси

 На Руси астрология, зародившаяся с древнейших времен в форме примитивных языческих суеверий о небе,  не имела глубоких корней.

После установления христианства на Руси эти суеверия постепенно исчезли.

В XII веке известный мыслитель Кирилл Туровский характеризовал новую христианскую эпоху как время отказа от обожествления природы, к которой так близко было языческое мировоззрение: „Обновись тварь („тварь« — все сотворенное Господом Богом) — уже бо не нарекутся богом стихия, ни солнце, ни огонь, ни источницы, ни древеса«.(9)

 Тем не менее, в результате сильного влияния с Запада и Востока, астpология начала распространяться и на Руси.

Астрологическая литература на Руси в исторических хрониках упоминается с XIV века . Это были переводные сочинения, в основном западноевропейских авторов, которые встречали известный отпор. Так, знаменитый отечественный богослов Максим Грек (ок. 1470–1556 гг.), который большую часть своей жизни провел в заточении, очень резко выступал против уже распространенной в его время страсти к звездочетству в Московской Руси: „Зодиями, — писал он, — нарекают двенадцать звезд, их же астрологи описывают в образах животных, нарекая им имена: овен, лев и прочие. Ими же они в заблуждении мнятся угадывать человекам доброденственное и злодейственное житие. Не хотят разумети, яко не звездным движением, и не планетным обхождением, и не небесным бегом, но все человеческое житие Промыслом Божиим строится и мир весь тем состоится“(10)

Убежденным противником астрологии был и старец Филофей, известный тем, что около . 1520 г.  разработал доктрину „Москва — Третий Рим“. (11).

В созданный в эпоху царствования Ивана Грозного  свод книг — „Великий Миней Четиих“ — вошел написанный еще в 535 г. по Р.Х. труд александрийского монаха Космы Индикоплевста (Индикоплова) под названием „Христианская топография Вселенной, основанная на свидетельствах святого письма, в котором христианам нельзя сомневаться“.

Вот что говорилось в нем о небесных светилах: „Все светила созданы для того, чтобы управлять днями и ночами, месяцами и годами, перемещаются не в результате движения неба, а под действием Божественных сил и мироносителей. Бог создал ангелов, чтобы они служили Ему, и одним приказал двигать воздух, другим — солнце, третьим — луну, четвертым — звезды…“ Косма высказывал, наpяду с неоспоpимыми, и ряд весьма неоднозначных (а иногда и примитивных) представлений о мире, но в общем-то, он был прав, утверждая в своей книге, что „нельзя верить светской науке, считающей, будто с помощью разума можно познать вселенную“(12)

Критика астрологии есть в составленном в XVI веке „Домострое“, сборнике, подвергшем регламентации частную жизнь граждан Российского государства. В его ранней, новгородской редакции упоминается о соблазнительной ереси, прельстившей звездословов, которых надобно отлучать от церкви и сторониться, несмотря на то, что они часто и „Святой Троицы имя нарицают, и знамения честного креста Христова творят“ (13)

Созвучна с „Домостроем“ и изданная на Московском Печатном дворе в 1644 г. „Кириллова книга“, составленная протопопом Архангельского собора Михаилом Роговым „ с прочими избранными мужи, по повелению царя и патриарха, на многие ереси латинские, армянские и немецкия“. В ней в списке запрещенной литературы, „книг еретических“, называются и астрологические сочинения (14).

 

И в заключении.

Каждый человек совершает  определённое действие с какой-то целью, сознательной или неосознанной.

Некоторые люди , возможно, пишут прогнозы, чтобы их считали прозорливыми или  чтобы прославиться; некоторых увлекает сам процесс; некоторые как бы хотят помочь человеку познать себя….в общем, сколько людей – столько целей.

А о цели  христианской жизни прекрасно сказал  Серафим Саровский : “Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго”. .(15)

 Верующий человек не стремится  узнать свою судьбу, ибо он во всём уповает на промысел Божий и ходатайствует,  чтобы во всех обстоятельствах жизни, что бы ему Бог ни послал по Своей святой воле, сохранять верность Его заповедям. Как бы тяжело подчас не приходилось.

Поэтому, познание себя православного человека занимает только постольку, поскольку оно помогает очистить своё сердце от страстей и сохранять себя в чистоте изнутри

И, вот , именно   в поставленных  целях и заключается ключевое отличие православного верующего от астролога. (16)

Ссылки :

1.Ф. Брокгауза И Ефрон Энциклопедический словарь М. ЭКСМО 2006

2. http://hramnagorke.ru/science/81/1756/

3. Александр Шаргунов,  www.k-istine.ru  . Еще раз об астрологии и оккультизме

4. Прот. Александр Ильяшенко  Возможна ли православная астрология? www.pravmir.ru

5. там же

6. там же

7. Священник Родион  «Люди и демоны», Киев, 2003.

8  Там же

9 Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л-град, 1947.

10. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990.

11. там же

12 Замлеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Л-град, 1991

13.. Домострой. Сборник. М., 1991.

14. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990

15 Записки  Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима «Отчий дом» М.2005

16 Екатерина Дахова  О несовместимости астрологии и Православия : www.pravmir.ru

                    Александр А. Соколовски

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *