Пятница, 22 ноября
Shadow

О бессмертии души и иллюзии «перевоплощения»

О бессмертии души и иллюзии «перевоплощения» 

 

«Дело Бога — предложить Свою благодать, дело человека — принять и хранить эту благодать»

Св. Кирилл Иерусалимский

 

                       Неизбежность воскресения мертвых

Жизнь — это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся. Согласно православному вероучению, все тела умерших людей, соединяясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и бессмертны. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15.44.).  Согласно ему же (православному учению), воскреснут все умершие; а у тех, которые до времени общего воскресения останутся в живых, грубые нынешние тела (плоть) мгновенно изменятся в духовные и бессмертные.  «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15.50-54.).

 

Одна жизнь на земле

Уже в книге Бытия Господь Бог обращается к Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19).

Эта же мысль звучит и в книге Иова: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов.34:14-15).

Предельно ясно мысль о том, что человек на земле имеет только одну жизнь, которую ему дал Творец, выражена в псалмах: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» (Пс.89:4); «скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются» (Пс.103:29).

Не оставляет места всяким домыслам о переселении душ и книга Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Наконец, стих, который однозначно говорит, что мы живем лишь однажды: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр.9:27).

 

Мнимость реинкарнации

Библейское учение о цели жизни, будущем Суде, посмертном воздаянии и спасении обладает логическим единством, последовательностью и богословской завершенностью.

Оно не оставляет никакого места для идеи переселения душ (реинкарнации).

Термин «реинкарнация» означает, как известно, «инкарнировать снова». Слово же слово «инкарнировать» происходит от латинского слова caro, сarnis(плоть) —  и означает, что личность заключается в плоть и кровь, в материальное тело. Реинкарнация, в таком случае, означает, что, после того как ваше нынешнее материальное тело умерло, вы получаете новое материальное тело. Реинкарнация также называется переселением души, или личности. Согласно этому учению, когда кто-то умирает, его душа переходит в другое тело, где начинает новую жизнь.

В реинкарнации древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти» 

В разных религиях реинкарнация понимается неодинаково. В одних религиях считается, что душа может переселиться только в человеческое тело, в других перевоплощения могут происходить между разумными существами (люди-ангелы-боги), а третьи представляют, что в этот круговорот возможно включить также еще животных, растения и даже минералы!

Наиболее известно буддийское толкование, согласно которому конечная цель души вырваться из вечного цикла непрерывных перевоплощений, чтобы в итоге достичь Нирваны — состояния… небытия!

Теория реинкарнация предполагает, что индивидуум обладает высокоразвитым самосознанием еще до своего рождения, именно это позволяет ему сохранять информацию о прошлом.

Однако, учеными доказано, что до восемнадцати месяцев память ребенка еще не начала формироваться. Именно поэтому никому из нас пока не удалось вспомнить свои ощущения, скажем, в годовалом возрасте.

Есть ли в Священном Писании доказательства теории перевоплощения?

Чаще всего защитники данной теории приводят слова об Иоанне Крестителе: «…но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:12-13).

Однако же, при этом умалчивается о нескольких моментах.

Во-первых, Илия был взят живым на небо, т.е. не умирал, а значит, не может опять родиться: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар.2:11).

Во-вторых, на вопрос: «ты Илия?» Иоанн Креститель дал однозначный отрицательный ответ: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет» (Ин.1:21).  Поэтому утверждения, что Иоанн Креститель был Илией, безосновательны.

В-третьих, в Ветхом Завете есть интересный эпизод — беседа Илии с его учеником Елисеем: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9).

Как видно из сюжета, Елисей мог получить «дух», который был в Илии.

В Новом Завете эта идея раскрыта более подробно: «…и придет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17).

Иоанн Креститель не был Илией, но пребывал «в духе и силе Илии».

Святитель Николай Сербский пишет «души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!.. Страшная, но вместе с тем и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом —  суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку».

В Священном Писании есть стихи, опровергающие возможность перевоплощения: «… ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10).

Здесь не говорится: живя «в телах», а «живя в теле».  Или другой стих: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:25-27). Сказано: «…мои глаза, не глаза другого…».

В Новом Завете в притче Христа о богаче и Лазаре, есть пример описания посмертной участи человека. Но там нет ни малейшего намека на подтверждение теории реинкарнации.  После смерти богача Авраам говорит ему: «…чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:25-26).

Согласно теории реинкарнации, человек переживает ряд перевоплощений. Эти перемены его состояния длятся до достижения полного просветления (освобождения от духовного невежества).

В притче же говорится: «хотящие перейти отсюда к вам не могут». Если бы Библия утверждала теорию перевоплощения, такой фрагмент был бы невозможен.

Архиепископ Иоанн (Шаховский говорит «Невозможно принять сам принцип воздаяния, составляющий основу учения о реинкарнации. «Падшие» люди наказываются воплощением, при котором они, с одной стороны, не могут в их новом состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой — прочнейшим образом «закрепляются» в этих формах в своем падшем состоянии. В животном состоянии они не способны оценить свое прошлое, сделать необходимые выводы и исправиться. Поэтому получается фикция воздаяния»

Учение о реинкарнации, хотя и в разных формах, как правило, утверждает, что личность есть нечто, изменяющееся от перевоплощения к перевоплощению и которое может быть поглощено безликим божеством и исчезнуть, как капля в океане.

С победой и распространением христианства, с укреплением веры в подлинно личное бессмертие и в воскресение умерших, из сознания человека исчезает вера в переселение душ, которая и в античном мире была всегда лишь случайным и исключительным явлением. Вера эта в особенности не совместима с укрепившимся постепенно под влиянием христианства сознанием абсолютной и незаменимой ценности каждой индивидуальности в ее своеобразии.

Учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил: «Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».

 

Вечность жизни

Богословским завершением библейского учения о неповторимости земной жизни человека является мысль апостола Павла: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не (для очищения) греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:27-28).

Согласно преподобному Иону Дамаскину, постичь Промысел Божий человеческим умом невозможно: «…есть много путей Божия Промысла и…они не могут быть ни истолкованы словом, ни постигнуты умом». Христианину следует «… знать, что все печальные происшествия на тех, кто принимает их с благодарностью, навлекаются для спасения и непременно приносят пользу»

Основание нашего воскресения – это Воскресение Христово. В Христовой победе над смертью – залог нашего восстановления. Если наше тело, созданное нетленным, через грехопадение оказалось во власти тления, то это отнюдь не соответствует Божией воле. Богу неугодно, чтобы тление восторжествовало. Не напрасно воспринял на Себя Божий Сын человеческое тело. Он сделал это для того, чтобы спасти тело вместе с душою и воскресить его 

Сам Христос воскрес в том самом теле, в котором пострадал и умер.  Так точно и мы воскреснем с нашими телами, которыми обладаем в этой земной жизни.

Жизнь земная —  всего лишь краткий миг перед жизнью вечной.  И Господь призывает нас, людей, стать детьми Своего Царства, которое не от мира сего (Ин.18:36).

 

Рекомендуемое

Архиепископ Михаил (Чуб) Святой священномученик Мефодий и его богословие. Богословские труды Сб.11   Изд-во МП, М.1973

Святитель Николай Сербский Индийские письма Из-во Саратовской епархии, 2004

Святитель Николай Сербский Феодул, или раб Божий Из-во Саратовской епархии, 2005

Святитель Николай Сербский. Душа Сербии. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

Проф. В. К. Шохин Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда. azbyka.ru.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Изд-во «Святой остров», Петрозаводск, 1992.

Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции.  Московское подворье СТС Лавры, Изд. Отчий дом. 1997.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.II., гл. XXIX О Промысле. М., Индрик. 2002.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., СЭИ, 1991

Бердяев Н. Учение о перевоплощении и проблема человека Переселение душ. М., 1994

Франк С. Л. Учение о переселении душ www.odinblago.ru/authors

Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ   М.,1994

 

             Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *