Среда, 11 декабря
Shadow

Нужна ли православному христианину виртуальная часовня?

Виртуальные часовни — сайты, на которых одним кликом мышки можно «поставить свечу» перед иконой, стали уже не экзотикой, а массовым явлением. Нужны ли православным христианам такие часовни?

Виртуальный мир, он же интернет, постоянно развивается, на месте не стоит. Конечно, православный люд тоже не отстает, обитает в интернете, пишет сайты, общается на форумах, фотоклубы создает, интернет-дневники заводит, недавно даже собственным торрент-трекером обзавелись. Вроде все неплохо, какой ни какой, а лучик света в темном интернет-царстве бесовщины, порнографии и бесконечной рекламы.

Вот на днях пришла мысль – чем нам интернет не русская народная сказка со своими положительными и отрицательными героями? Все Тридевятое царство в виртуальном пространстве обитает! Тут тебе и Кощей-спамер, как его не блокируй, все равно не помирает. И Змей Горыныч в социальных сетях рыщет, с трех аккаунтов просит лайкнуть страничку или фотку. Баба Яга с лешим на порносайтах обитают, по другим порталам ссылки-картинки вывешивают и народ совращают.

Есть, конечно, и положительные моменты. Василиса прекрасная, она же премудрая, на врача выучилась и на сайтах милосердия бесплатные консультации дает. Три богатыря крупные православные интернет-порталы создали и, как три святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, столпами встали за веру православную, посрамляют сектантов и еретиков. Иван-дурак вовсе и не дурак оказался, провел мониторинг, собрал огромный каталог православных сайтов, и выставил в сеть для общего пользования, за что ему большое спасибо. Если внимательно смотреть, то каждый в сети и других героев мудрых русских сказок разглядеть сможет.

Но вообще-то, не принципиально, кто, как и для чего в этом царстве зло или добро творит, главное – что мы там делаем. За это и будем в ответе перед Богом и людьми. Многие ведь, в меру своих сил, ведут проповедь Евангелия в сети. Святейший Патриарх Кирилл призывает к еще более активной миссии в интернете. Оно и понятно, не стоит недооценивать такой мощный инструмент пропаганды, как интернет. Но всем при этом не стоит забывать, что интернет только инструмент, реально же Церковь ничем не заменить. Поэтому и хочется рассмотреть такое относительно новое явление в интернете, как виртуальная часовня.

Помнится, несколько лет назад впервые натолкнулся на виртуальную часовню Николая Чудотворца. Как понимаю, с нее и начался проект интернет-часовен, посвященных Спасителю, различным иконам Богородицы и святым. Я насчитал на этом проекте 17 часовен. Что они из себя представляют? Каждый может глянуть, зайдя на сайт. Надеюсь, что каждый читатель в меру своих сил хоть одним глазком заглянет по ссылке, чтобы воочию увидеть, о чем будет далее идти речь.

Сразу перейду к рассмотрению «внешнего вида». Собственно, икона, подсвечник, молитвослов и свечи. Все. А больше, по сути, и не надо. Не совсем понятно, зачем нужна считалка поставленных свечей. Отчетов с виртуальной часовни, вроде, никто не требует, зачем тут математика? Зато есть возможность «крутить» подсвечники в поисках пустого места для своей свечки.

В часовне Спасителя 2 подсвечника, а вот у Николая Угодника аж целых 17. Интересно, в каком реальном храме разработчик Капралов Денис, имя которого красуется рядом со ссылкой на сайт разработчика в правом нижнем углу часовни, видел 17 подсвечников вокруг одной иконы? Не в каждом храме 17 подсвечников бывает, а тут в часовне все возле иконы Николая Чудотворца. Вот ведь как сильно может виртуальный мир от реального отличаться! Но если внимательно присмотреться, то не так уж и сильно отличается. Сколько раз на дню приходится слышать вопросы типа: «А какому святому нужно поставить свечки, чтобы… ?»

Печально констатировать тот факт, что многие люди приходят в храм не к Богу, а ставить свечки святым, полагая, что этим действием достигнут желаемого. Воспринимают свечку как волшебную палочку. Но стоит отдать должное разработчикам виртуальной часовни, при входе на сайт появляется памятка, в которой, хоть и с грамматической ошибкой (а их на самом сайте достаточно), предлагается вспомнить, что все мы дети Божьи, и подумать, о чем поблагодарить Господа или попросить Его.

Имеет смысл уделить место и рассмотрению предлагаемых в часовне молитв. За редким исключением в часовнях нет молитв, читаемых перед конкретным образом Богородицы, которому создатели сайта посвятили ту или иную часовню. По большей части предлагается прочитать «Богородице Дево» или тропарь (кондак) конкретной иконе.

Конечно, и тропарь, и кондак, и «Богородице Дево» — это молитвословия, но в них нет прошений, которые имеются в молитвах. Но каждому хочется помолиться о своих нуждах. Это можно сделать и своими словами, но ведь большинство людей откроют как раз прилагаемые молитвы и будут читать их. А ведь при желании разработчики могли бы найти нужные молитвы даже в интернете.

Кстати сказать, поначалу под видом православной молитвы Николаю Чудотворцу посетителям часовни для прочтения предлагался откровенный заговор, который был убран только после замечания одного из пользователей на страничке часовни в Фейсбуке. Сколько народа «помолилось» святителю Николаю этой «молитвой» одному Богу известно.

В остальном внешний вид виртуальной часовни лично меня ничем не смущает. Больше напрягает звуковое сопровождение в виде пения птиц и периодического короткого трезвона. Это мои личные ощущения, кому-то может нравиться, но одно знаю точно – в храмах птицы не поют.

После просмотра виртуальной часовни напрашивается вывод – у разработчиков нет грамотного корректора текстов и уставщика, который привел бы все в надлежащий вид. Оно и не странно, ведь у этого проекта нет благословения ни священноначалия, ни даже обычного приходского священника! Об этом пишет на Фейсбуке сам разработчик Денис Капралов, отвечая на вопрос о наличии благословения: «С чего вы решили, что мне не важно мнение духовника? Важно. Я общался. Проект посчитали миссионерским, но из-за устава благословения не дали».

К церковному уставу у г-на Капралова тоже своеобразное отношение: «Ну вы же не в армии, чтоб по уставу». Напрашивается вывод, что Капралову, по всей видимости, неизвестно или не важно, что без благословения архиерея реальные храмы и часовни не строятся. С чего он решил, что виртуальные часовни могут существовать без благословения, не понятно.

Думаю, самое время рассмотреть причины, которые побудили разработчиков к созданию виртуальной часовни. Информация со странички Фейсбука: «Этот проект сделан, прежде всего, для людей, не имеющих возможности сходить в церковь. Духовный опыт церкви, конечно, не заменить этим проектом. Он хотя бы в какой-то степени помогает очиститься людям и придает силы. Дает возможность лишний раз отвлечься от суеты и обратиться к Богу. Бог везде, и не имеет значения, где к Нему обращаться».

Вроде бы все красиво и правильно написано. Но есть некоторые «но». Понятное дело, что есть категория людей, которые, в силу различных причин, не могут посещать церковь. А что им мешает молиться дома перед иконами? Ведь практически у каждого дома есть иконы, молитвослов, можно и свечи попросить близких принести. Кто-то может возразить, что есть одинокие престарелые люди и инвалиды, которым и попросить некого. Но я более, чем уверен, что у этих людей нет дома компьютера, и посетителями виртуальной часовни они не станут.

Непонятно, зачем заменять возможность молитвы перед реальными образами с реальным молитвословом и свечами на виртуальную? Ведь авторы проекта сами пишут, что Бог везде, и не имеет значения, где к Нему обращаться. Так зачем пренебрегать древним церковным опытом келейной молитвы и создавать виртуальный мир для тех, кому и так плохо. Ведь не секрет, что виртуальный мир для некоторых становится единственным миром, где они обитают.

А попытка создания виртуальной Церкви, как общности, налицо, со слов все того же Капралова: «Дома перед иконой ты один, а тут ты не один, тут другие, они тоже ставят свечки и тоже молятся. Бог везде! Вы представьте себя на месте не ходячего человека — инвалида. Вы им это скажите. Сидишь один дома, и нет никакой возможности сходить в храм. Заходишь в часовню и понимаешь что не один, что есть те, кто тоже приходит и молится. Опыт коллективной молитвы некой общности».

Я на секунду попытался представить себе, что нахожусь в виртуальном мире, в виртуальной часовне, которая стала для меня реальностью, где есть люди, которые тоже пришли туда помолиться, и очень испугался. Оттого, что это и есть попытка заменить реальный мир виртуальным. Сколько людей в мире пострадали от того, что сменили мир реальный на виртуальный. Это тяжелое заболевание пока еще мало изучено, но врачи уже сейчас бьют тревогу, потому что темпы распространения этой болезни похожи на эпидемию.

И вот г-н Капралов предлагает больным людям (а их будет большинство среди тех, на кого рассчитан проект), которым и без того не сладко живется, «поселиться» в виртуальной часовне, где есть некая общность ставящих свечи и молящихся безликих людей. В реальном храме реальные люди, а в виртуальном какие? Виртуальные? Или реально-виртуальные? Какая-то жуткая смесь получается.

Чем чреват такой подход? Думать не хочется. К чему придем потом? К виртуальной исповеди и причастию? Упаси Господь! Церковь – это общность людей, это Тело Христово, которое неделимо и вполне осязаемо. Как можно уйти от этого в виртуальную реальность под благовидным предлогом посетить виртуальную часовню?

Очень хочется возразить г-ну Капралову на его слова «Дома перед иконой ты один». Как это один? А Господь? Он всегда рядом с нами и готов протянуть нам руку помощи, если мы сами захотим этого. Святых угодников Божьих – пустынников, отшельников, которые годами и десятилетиями не бывали в храмах, приходили причащать ангелы с небес. А тут вдруг Капралов решил, что человек один перед иконой. Так зачем же он вообще молится, если он один и не чувствует Бога рядом с собой?

Все больше и больше я разочаровываюсь в г-не Капралове и Co, особенно, после того, как на сайте рекламного агентства «R vision», которое является разработчиком виртуальной часовни, в портфолио обнаруживается подобная часовня, но посвященная индийскому богу богатства и мудрости Ганеше! Вот ее адрес: http://www.ganesha.msk.ru/ Все тоже самое, только вместо свечей ароматические палочки, вместо молитв мантры, птички также поют и т.д. Видимо, Капралову и иже с ним все равно, какому богу часовни «строить».

Но нам, православным христианам, не все равно! Не все равно, что среди разработок «R vision» есть и «безобидная» игра «Плейбой». Что еще должно произвести на свет сие рекламное агентство, чтобы сторонники виртуальной часовни услышали слова ап. Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор, 6, 14-16)?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Напоследок хотел бы предложить читателям для ознакомления мнение о виртуальной часовне митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, дабы все понимали, что священноначалие нашей Церкви не только не благословляет, но и осуждает подобные проекты: «Для обращения к Богу и молитвы сегодня есть множество храмов, где совершаются богослужения, а также церковные Таинства. Думаю, что «молиться» в виртуальных часовнях будет унижением нашей веры и кощунством по отношению к Богу. Не случайно ссылки на такие виртуальные «православные часовни» очень популярны на оккультных и полуоккультных сайтах, где предложение «поставить свечи» в «православной часовне» соседствует с предложениями «покрутить магический барабан» в таком же виртуальном «буддистском храме» и подобными вещами, неприемлемыми для православного человека. Вообще же, верующий человек всегда знает и помнит, что Господь слышит нас в любое время и в любом месте, главное, чтобы мы сами не забывали о Нем и обращались к Нему как можно чаще».

 портал«Православие и мир»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *