И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья
Но злое дело – воздаянье
Само в себе, таясь, хранит.
И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить, не нам отмщенье.
Змея сама, свернувши звенья,
В свой собственный вопьется хвост.
И мы простим, и Бог простит.
Но грех прощения не знает,
Он для себя себя хранит,
Своею кровью кровь смывает,
Себя вовеки не прощает –
Хоть мы простим, и Бог простит…
Зинаида Гиппиус
В современном обществе произошла подмена понятий, когда сам грех представляется чем—то запретным, но очень привлекательным. И его хочется совершить, хотя это почему-то и не нравится Богу. И даже пусть меня за это ждет наказание, я его совершу — получу удовольствие, в глазах других людей предстану смелым и независимым. Но в Церкви понятие о грехе и борьбе с ним является самым фундаментальным.
Грехопадение в христианской философии рассматривается как нарушение взаимной любви межу Богом и Человеком. Человек в какой-то степени предал Бога — он ему не поверил, что отведав плодов с дерева добра и зла, он умрет. Он поверил сатане, что станет равным Богу и сможет жить без Бога. И вот стремление к жизни без Бога вошло в человеческую природу. Результатом грехопадения явилось то, что свое царское предназначение человек уступил сатане.
Но почему мы должны нести ответственность за грехопадение прародителей? Почему Бог наказывает детей за грехи родителей? В Православном богословии грех это болезнь. И Шестой Вселенский собор определяет грех – как болезнь души. А раз грех это болезнь он может передаваться по наследству. А раз грех это болезнь — его нужно лечить. И Христос это врач, пришедший нас исцелить. В утреннем правиле ко святой Богородице мы молимся — “…Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти”.
Святые отцы делят грех на первородный, родовой и личный. И только личный грех подразумевает ответственность человека за содеянное. Зло в православном вероучении паразитирует на добре. Болезнь паразитирует на здоровье. Грех рождается в результате внутреннего выбора человека – займусь чревоугодием, буду прелюбодействовать. Так что грех — это неверное выбранное направление воли.
В заключении хочу сказать — Бог создал человека свободным. У него свободная Воля. Он вправе в своих поступках, поступать как ему хочется. И всю жизнь Бог ждет, когда человеку надоест калечить себя. И если человек все-таки обратится к нему Он с радостью его примет. И если человек реально поймет, что смертельно болен, Господь исцелит его раны.
Источник: Протоиерей Константин ГИПП, преподаватель Калужской духовной семинарии
Материал подготовил:Игорь Зайцев