Иисус Христос сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7. 6).
Произнося эти слова, Иисус Христос говорит о том, что ещё не все грешники готовы к исправлению, не все они способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь верный и истинный, не все они способны оценить сострадание, милосердие и любовь человека, желающего их вразумить и наставить. Есть грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. Они так привыкли к окружающему их мраку, что им уже приятен стал грех и порок. У таких людей из-за постоянного общения с пороком изменился характер, в результате чего им стало приятно зло. Они цепляются за грех и не желают расставаться с ним.
Таких людей, пропитанных грехом и испорченных духом зла, Спаситель и советует не трогать. Потому что в ответ на попытку преподать им истину, они могут проявить пренебрежение к Евангелию.
«Святыня» — это Евангелие и Божественные истины.
Под жемчугом же подразумеваются порывы души и желания просветить умы людей светом истины.
Жемчугом также называются истинные знания, Божественная мудрость.
В древнеславянском переводе вместо жемчуга употреблено слово бисер. Однако в древнегреческом указан жемчуг. Жемчуг похож на зерно или желуди, которые едят свиньи, предпочитая пищу драгоценностям. А применительно к людям это означает выбор низменного, мирского вместо возвышенного и божественного.
Под свиньями и псами подразумеваются закоренелые грешники, одержимые злыми духами, которые мешают этим людям избавиться от грехов и заставляют с озлоблением и ненавистью реагировать на наставников.
Эта злоба и ненависть и выражается в том, что закоренелые грешники попрут (то есть растопчут) святыню (то есть знания) ногами и своими грязными словами будут насмехаться и издеваться над истинами и понятиями святого учения. А затем в безумстве своей злобы могут причинить вред и наставникам-просветителям. Поэтому трогать таких людей не нужно, так как они ещё не созрели к восприятию учения Христова.
Проповедники же слова Божьего не принесут пользы таким людям.
Заблудшие люди, грешники не поймут слова истины и отнесутся к ним как свиньи, которые накидываются на брошенный им жемчуг, который всего лишь напоминает им по виду зёрна. После того как эти грешники поймут, что обращенные к ним слова просвещения не могут удовлетворить их похотливых желаний, то с жемчугом Божественных истин поступят, как свиньи, которые, поняв, что жемчужины, брошенные им, зерном не являются и их нельзя съесть, затопчут жемчуг ногами. А на тех, кто преподнес им жемчуг знаний, могут броситься, чтобы растерзать, как свирепые псы, которым не дали вкусной похлебки, удовлетворяющей их животные инстинкты.
Необходимо избегать неразумного снисхождения, возможности пользования святынями недостойным, не расточать святыни свиньям и псам, то есть недостойным людям, которые не способны истинно воспринять и оценить святыню.
Возможно, образ, связанный с псами, Спаситель, Иисус Христос, взял из жизни древних евреев.
В древнееврейских городах стаями жили собаки (псы), которые рыскали в поисках пищи. Согласно укладу жизни древних евреев, объедки пищи выбрасывались на улицы. И стаи псов, бродивших по улицам, поедали эти объедки. Спаситель указывает на людей, подобных бездомным псам, которые не способны воспринимать святые истины, а жаждут только копаться в объедках и нечистотах, потому что их не интересует ничего, кроме бытовых, обыденных потребностей.
Но, несмотря на это, Иисус Христос никогда не оставлял человека, как бы низко он не пал, если этот человек готов принять драгоценный жемчуг святого учения. Для многих мытарей и грешников слова Спасителя стали началом духовного перерождения и новой жизни.
Например, Мария Магдалина, из которой Иисус Христос изгнал семь бесов, была настолько предана Спасителю, что последней покинула Его гроб и первой увидела Его светлое Воскресение.
Под влиянием Божественных истин учения Христова Савл из Тарса, который был одним из агрессивных гонителей христиан, стал Апостолом Павлом, преданнейшим приверженцем Иисуса Христа и активнейшим проповедником и распространителем Его учения.
Поэтому под ненавистью, озлоблением и раздражением грешника, под слоем грехов и пороков в таком человеке скрыта душа, которая может жаждать спасения и которую благодать слова Божьего может спасти, наставив её на путь истинный.
И эта душа, постепенно избавляясь от грехов, может совершить много славных дел во имя Христово.
Но, по представлениям христианства, знания и разъяснения Божественных истин нужно давать только тем людям, которые об этом просят. «Просите, и дано будет вам…» (Мф 7. 7).
Александр А. Соколовский
Абсолютно верно. Веру необходимо хранить, беречь и дорожить ею.
А где и кто заблудшие, а где и кто грешники?
Ой-ой! А псы злые и кусачие!
Сохранить человеческое достоинство — это Дар и внутренний подвиг