«Лучше пять слов умом — чем сто языком «.
Свидетельство новой жизни
Для полноты христианской жизни, её устремлённости к Всевышнему Господу, всякому христианину необходима молитва домашняя и общественная, необходимо участие в богослужении.
Любовь всегда требует живых личных отношений с тем, кого любишь.
По отношению же к Богу – это молитва. Сущность молитвы состоит из нашей мысли, которая соединена с чувством, идущим из глубины нашего сердца.
У Михаила Лермонтова есть замечательный стих «Молитва»
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Сокровища православной духовной и мистической традиции напоминают православным христианам, что они призваны быть «свидетелями сему» (Лк 24:48). Как свидетели новой жизни, пришедшей в мир через Христа, как свидетели преображения и воскресения, – мы можем, несмотря на окружающее нас смятение и мрак, хранить надежду на лучшее будущее.
Современный греческий поэт Георгиос Веритис пишет:
«Благодарю Бога за то,
Что за каждым закатом
Следует рассвет…»
Без оптимизма нет жизни, а без веры невозможно будущее.И мы знаем, что, с Божьей помощью, рано или поздно взойдет солнце и ночная тьма уступит место дневному свету. Эта уверенность и дает нам возможность жить настоящим во всей его полноте, укрепляя себя упованием на будущее.
Молись покаявшись
По словам преп. Исаака Сирина «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется заодно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души»
Св. Иоанн Златоуст научает: «Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению.… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний.Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, — более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как поверено тебе, проси Царствия Божия»
Мысль о том, что можно обойтись без помощи Божией является проявлением личной гордости.
Прежде чем начать молиться, мы должны попросить у Бога прощения за все наши ошибки и немощи.
Молитва должна сопровождаться состоянием покаяния. Чтобы наша молитва была действенной, мы должны ощущать, что сами являемся грешниками.
Все наши просьбы в молитве должны произноситься со смирением, если мы хотим, чтобы Бог их услышал. И вообще смирение всегда должно сопровождать молитву. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19).
Просьба о помощи в молитве должна касаться наших духовных понятий, а не материальных. Но если мы просим духовной помощи, Бог подает нам и материальное благо, то, что полезно для нашей души.
Молитва — дыхание души.
Как человек биологически умирает, если перестает дышать, так же он умирает духовно, если дышать перестает его душа.
Из этого следует, что молитва, как вопрос жизни и смерти для человека, должна быть непрестанной, постоянной, а сам человек должен молиться, невзирая на препятствия, трудности и немощи.
Молитва не должна зависеть от нашего желания или вдохновения. Поскольку мы дышим не по своей воле — так и молитва не должна соотноситься с нашим желанием, но должна восприниматься нами как насущная потребность. Она должна стать для нас абсолютной нормой, которая не подлежит обсуждению и должна просто соблюдаться.
Отсутствие желания молиться — это тяжкий грех, оно свидетельствует о том, что мы грешны, в чем особо и должны просить у Бога прощения.
В отличие от телесного дыхания, молитва не самопроизвольна.
Для нашей самоорганизации и реализации молитвенного делания мы должны использовать следующие факторы :
1) покаяние; Когда нам трудно молиться, мы должны покаяться в этом и попросить у Бога прощения за то, что нам не удается молиться, что мы не хотим молиться, что нам не хватает молитвенного усердия, что мы не можем молиться регулярно и т.д.
2) усилие воли; Когда трудно начать молиться или продолжать молитву, то этому нужно противостоять усилием воли. Нет молитвы без усилия. Это не умаляет значения благодати, которая помогает нам и облегчает для нас молитву, но означает, что в молитве всегда есть некая область, в которой все зависит от нас и на которую и должны быть направлены наши усилия
3) терпение; Практика молитвы требует большого терпения. Здесь нет ничего достигнутого раз и навсегда, ибо каждый день наша молитва вновь подвергается испытанию. Это следует осознавать и никогда не опускать руки под тем предлогом, что молиться трудно или что мы не достигаем результатов.
4) строгую дисциплину.
О молитвенном правиле
Чтобы достичь непрестанной молитвы, мы с самого начала должны организовать молитвенную жизнь и для этого установить себе ежедневное правило, которого следует строго придерживаться. Его выполнение не должно зависеть от нашего настроения или желания; мы не должны ждать того, чтобы у нас, например, появилась расположенность к молитве.
Это правило состоит в том, чтобы, во-первых, молиться, по меньшей мере, два раза в день, утром и вечером, и, во-вторых, каждый раз проводить в молитве определенное количество времени.
Поначалу мы не должны быть слишком самонадеянными и устанавливать себе такое правило, которое наши жизненные обстоятельства не позволят нам в дальнейшем выполнять всегда: регулярность и качество важнее количества.
Св. Игнатий Брянчанинов наставлял : «Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное, в известные часы, достаточное употребление здоровой пищи.»
Молитва должна быть важнейшим предметом наших помыслов и быть первым делом, с которого мы начинаем день.
Ничего невозможно приобрести навсегда. Каждое утро мы переживаем новое начало.
На протяжении последующего дня нужно следить за тем, чтобы не забывать молиться перед любым делом и все время, пока мы его делаем. Благодаря этому благодать Божия помогает нам принимать правильные решения и избавляет от беспокойства по этому поводу. Молиться нужно и по завершении всякого дела.
Сохранению внимания на молитве и правильному ее течению помогают святые иконы. Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою, но ум твой храни безвидным»
Ничего нельзя совершать без молитвы. Все должно быть с ней связано. Молитва должна быть во всем, что мы делаем, и все, что мы делаем, должно быть в молитве.
В каждое действие и в каждый помысел нашей жизни мы должны класть закваску молитвы.
Важным условием правильной молитвы является внимание к словам молитвы.
«Качество истинной молитвы состоит в том, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании… Произноси слова с крайней неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы».
. В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (Ср.: Мф. 6,6).
Нужда в молитве
Молитва жизненно необходима. Она является пищей и жизнью для души.
Молитва помогает нам быть ближе к Богу, к другим и к самим себе
Молитва помогает нам более насыщенно и качественно проживать каждый момент своей жизни. Поэтому она делает нас, с одной стороны, менее отстраненными от того, что нас окружает, менее равнодушными, а с другой, — она позволяет нам отстраниться от этого мира и прикрепиться к миру иному — тому, в который мы войдем после смерти и в котором будем жить в вечности.
Святейший Патриарх Кирилл так говорит о сегодняшней ситуации «Современный человек нуждается в молитве, может быть, сильнее, чем предшествующие поколения. Он нуждается в молитве именно потому, что ни с чем не сравнимое бурное развитие жизни оказывает на человеческую личность огромное разрушительное воздействие. Именно для того, чтобы уравновесить обрушивающиеся на человека проблемы и конфликты внутренней духовной силой, и нужна помощь Божия»
Библиография
Библия. Книги Священного писания. Ветхого и Нового Завета ОБО.1992
Свт. Иоанн Златоуст О молитве http://www.rusidea.org/?a=25092702
Свт Игнатий (Брянчанинов). О молитве М. 1998
Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 11 М.,. 1997
Патриарх Кирилл о молитве и темпе современной жизни www.zavet.ru › .
Патриарх Варфоломей www.portal credo.ru/site/?act=tv_reviews&id.
Лермонтов М. Ю. Поэзия. Проза АСТ М. 2009
Александр А. Соколовски
Молитва умертвляет страдание
Молится можно и нужно в любом месте. Только не кричи что молишься