Четверг, 2 мая
Shadow

Любовь – украшение и радость жизни

Желание счастья

Каждый человек на земле хочет и стремится быть счастливым и радостным. Но далеко не всегда мы хорошо понимаем, что такое истинное счастье и что такое подлинная радость. И потому наши стремления к счастью нередко обращаются в погоню за призраками, а радость так легко сменяется унынием, тоской и разочарованием.

А между тем, жажда счастья и потребность в радости — это не какое-то суетное желание, не каприз нашей греховной природы. Нет, это врожденные и дарованные нам Богом устремления, составляющие неотъемлемую принадлежность нашего существа, созданного по образу и подобию Божию.

Сам Господь, наш Творец и Спаситель, хочет, чтобы мы были счастливы и здесь, на земле, и в будущей вечной жизни. Он зовет нас к самой высокой степени счастья, которую Его божественное слово именует блаженством. Он указывает нам верные пути к этому высочайшему счастью. Он предлагает нам верные способы его достижения, и Свои заповеди блаженства завершает словами: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика наша награда на небесах» (Мф. 5:3 — 12).

Желая стать счастливым, человек использует для достижения этой цели разные способы. Обычно он заботится о приобретении как можно большего количества знаний, опыта, полезных навыков. Заслуживая себе уважение своим трудолюбием, способностью и умением создавать общественные ценности, он не забывает и о том, чтобы как можно лучше устроить личное и семейное благополучие. С христианской точки зрения это вполне естественно и похвально, если, конечно, человек общей пользе не предпочитает свою личную выгоду, если не обращает благородное дело служения другим людям в способ эгоистического самоутверждения.

Но опыт показывает, что даже при наличии вполне достойных мотивов жизнь в обстановке внешнего благополучия далеко не всегда дает человеку истинное и глубокое внутреннее удовлетворение. Самых напряженных усилий и самых добрых намерений нередко бывает недостаточно для подлинного счастья человека. А иногда, среди, казалось бы, полного благополучия, душу человека начинают разъедать сомнения и разочарования, особенно при различных жизненных невзгодах и при мысли о неизбежности приближающейся смерти. И невольно возникает вопрос: неужели нет в мире такой силы, которая могла бы сделать человека счастливым в любых условиях: в радости и в горе, при удачах и при неудачах, независимо от личных успехов и от каких бы то ни было иных внешних обстоятельств?

 

Сила любви

И к благу человека такая сила, действительно, есть. Св. апостол Иоанн Богослов утверждает, что есть такая сила, и притом сила единственная и ничем другим не заменимая, которая может сделать человека истинно счастливым и радостным в любых условиях.

Сила эта — любовь!

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) — таково важнейшее в нравственном отношении свидетельство возлюбленного ученика Христова.

Два самых главных догмата христианства — догмат Троичности и догмат Боговоплощения и Искупления — становятся наиболее близкими и доступными нашему пониманию в свете учения о Боге как о Триипостасном Боге любви.

Слова первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21), согласно разъяснению святых отцов и учителей Церкви, ясно указывают на то, что существенным содержанием внутренней жизни Божества является неразрывное единение взаимной любви между Тремя Лицами Св. Троицы.

Но эта высочайшая божественная любовь не замыкается сама в себе. Она проявляет себя и в отношении к созданному Богом миру. Она находит способ спасти человека и после того, как чрез грехопадение он лишился способности быть в блаженном общении с Богом — Источником жизни, света и радости. «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Тайна искупления велика и необъятна, но нравственный смысл ее вполне доступен нашему уму и сердцу. Искупление было актом беспримерного самопожертвования, который ради нас и ради нашего спасения был совершён воплотившимся Единородным Сыном Божиим. И только через полное благодарное принятие этой великой жертвы Богочеловека, в которой открылась нам безмерная любовь Божия, можем мы спастись, т.е. преодолеть порабощающую нас силу греха, начать ходить в «обновленной жизни» (Рим. 6:4) и стать «сынами воскресения» (Лк 20:36).

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы разрушить дела тьмы: вражду, ненависть, жестокость. все, что является прямым отрицанием любви и потому несовместимо с радостью и разрушительно для счастья человека. Он совершил это в Своей личной земной Богочеловеческой жизни, «во дни плоти Своей» (Евр. 5;7), но Он продолжает совершать это и теперь в событиях повседневной человеческой жизни через тех, кто «берет крест свой и идет за Ним» (Мф. 16:24).

 

Любовь к Богу и ближнему

Любовь Божия есть поистине величайшая нравственная сила. «Изливаясь в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5), она вселяет в нас совершенную радость и вызывает в нас ответную благодарную и деятельную любовь ко Христу, нашему Божественному Искупителю.

Любовь к Богу невозможна без любви к людям. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — говорит св. апостол Иоанн (1 Ин 4,20).

Любовь к людям может выражаться многими и различными способами. Это и родительская любовь, которая заботится не только о внешнем благополучии детей, но и об их достойном нравственном воспитании. Это и забота о процветании Родины, об ответственном выполнении своих гражданских обязанностей и патриотического долга. Это и содействие развитию добрых отношений между отдельными людьми и целыми народами.

Любовь — это лучшее украшение человеческой жизни. Сколько счастья и радости излучает из себя жизнь той семьи, или такого человеческого сообщества, в котором не слышно сквернословия или слов взаимного недоброжелательства, где царит верность, чистота, целомудрие, где славится и с любовью призывается имя Божие, где молитва становится первейшей духовной потребностью человека, где все вообще взаимные отношения строятся на принципе неуклонного соблюдения двуединой заповеди о любви к Богу и к ближним, — заповеди, которая составляет непреложную основу всего Божественного нравственного закона.

Сказано в Священном Писании, что не всякий из нас должен быть учитель, чтобы не попасть под большее осуждение. Потому что учитель — тот, кто может, прежде всего, показать своим примером. Вера, осуществленная практически — это достигнутая любовь. И прежде всего, в повседневной жизни, в отношениях с людьми.

Вера христианская — не может быть мрачной, она по сути своей — свет. «Вы есть соль земли», — говорит Христос. Если вера пресная, образно говоря «невкусная» то как можно угощать кого-то невкусным блюдом?  Без соли лучше промолчи, лучше помолись

Любовь к Богу и к ближним требует подвига, ответственных решений, а иногда и глубокой перемены всей жизни христианина, его понятий, нрава и привычек. Но если мы хотим быть подлинными христианами, действительно счастливыми и способными показать путь к счастью другим людям, то мы должны к делу нашей веры и к терпению упования на Господа нашего Иисуса Христа присоединять труд любви, без которого немыслимо истинное следование за Христом

Древнее предание повествует, что, когда св. апостол Иоанн достиг глубокой старости и уже не мог, как прежде, произносить продолжительные поучения, он обычно заканчивал свои краткие наставления словами: «Детки, любите друг друга». И когда некоторые спрашивали его, зачем он так часто их повторяет, он отвечал: «Это заповедь Господня, и если соблюдаете ее, то и довольно».

Наша православная вера есть величайший дар Божий, это самое дорогое и самое радостное, единственное, что может дать смысл и силу жить. Мы должны дорожить своей верой, и, если требует от нас жизнь, не должны скрывать, таить, что мы верующие люди. Это чувство величайшего дара, что мы православные люди, что мы принадлежим к истинной Православной Апостольской Соборной Церкви, к которой принадлежали апостолы, потом апостольские ученики, что можно даже в самые тяжелые моменты просто сказать: «Я православный, какая радость! Господи, слава Тебе за то, что я православный!».

 

 

Александр А. Соколовский

10 Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *