О святых апостолах Петре и Павле
Слава Богу, есть спасение.
У заблудшихся людей.
В покаянии с исправленьем
Провести остаток дней.
Прот. Валериан Кречетов
Уже в I веке в Церкви было установлено празднование в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которое с IV века стало повсеместным. Имена апостолов Петра и Павла навсегда слились воедино.
Апостол Петр
Святой первоверховный апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат святого апостола Андрея Первозванного, ученика Иоанна Крестителя, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (камень) он получил уже от Самого Иисуса Христа.
Апостол Петр первым поверил в Божественное посланничество Господа, вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господа на горе Фаворе во время Преображения. Он оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Иудою.
И вместе с этим Петр не избежал страшного греха — отступничества, который искупал впоследствии всю жизнь.
После ареста Христа Петр по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Учителя. Но последовавшее искреннее раскаяние Петра было принято Господом.
После этого Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих».
И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия.
Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек.
Хотя апостол Пётр проповедовал в основном среди иудеев, именно он первый крестил бывшего язычника — римского сотника Корнилия с его семьей. Этому событию предшествовало видение сошедшего с неба полотна, заполненного различными зверями и пресмыкающимися, которых иудеи почитали по закону нечистыми и в пищу не употребляли. Петру же голос повелел «заколоть и есть» и не почитать нечистым то, что очистил Бог. Это видение знаменовало собой обращение язычников ко Христу.
После Вознесения Христова на небо апостол проповедовал Евангелие в Самарии, в Иудее и в Сирии. Он основал Церковь в Антиохии и был ее первым епископом, а последние годы проповедовал и руководил христианской общиной в Риме.
Апостол Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Он свидетельствовал о Христе перед иудейскими начальниками и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но был освобожден ангелом.
Пётр побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, мученически скончался в Риме около 67 г. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.
От апостола Петра остались два его Послания.
В Первом Послании он завещает христианам претерпевать все скорби и гонения с надеждой на вечную жизнь. Апостол раскрывает обязанности священников по отношению к пастве, народа — к его пастырям. Он говорит о высокой нравственной чистоте христианской семьи, особенно — о роли в ней женщины, убеждая христианок не подражать язычницам в стремлении к роскоши. Апостол Петр порицает эту ложную красоту, которая одних обольщает, у других вызывает чувство зависти, а главное — переполняет сердце человека гордыней. Он убеждает, что женщина должна украшаться кротостью и красотой духа. Апостол призывает не воздавать злом за зло, ругательством за ругательство, призывает на проклятие отвечать благословением, потому что христиане имеют обетованием благословенное Небесное Царствие.
Во Втором Послании апостол Петр пишет о будущем Церкви и мира. Он предупреждает, что в последние дни умножатся лжеучители, которые станут обольщать христиан пустой и ложной речью. Эти лжеучители будут лукавы, сребролюбивы, станут потакать человеческим страстям и похотям, чтобы привлечь людей к себе, будут горды, своевольны и злословны. Христиане же, напоминает апостол, ожидают не иного чего, но преображения мира: новой Земли и нового неба.
Апостол Павел
Святой первоверховный апостол Павел до принятия христианства носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный».
Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при известнейшем иудейском законоучителе Гамалииле. Савл вырос активным защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его негодование, и он стал одним из главных их гонителей. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрылись от иудеев многие из учеников Христовых, с тем, чтобы доставить их в Иерусалим.
Во время пути с ним произошло чудо. Необычайный Свет, ярче солнца, пронзил бывших в пути. Воины упали на землю, а потрясённый Савл услышал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».
«Кто Ты, Господи?», — трепеща от ужаса спросил Cавл. «Я Иисус, Которого ты гонишь, — был ответ. — Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян 26. 14-16).
После видения Божественного Света Савл ослеп. Потрясённого его привели в Дамаск. Там Савл три дня не ел, пребывая в молитве. В это время апостолу Анании, жившему в Дамаске, было повелено Господом исцелить Савла, которого Господь назвал при этом Своим «избранным сосудом», и апостол исполнил Божью волю — разыскал слепца в Дамаске и возложил на него руки.
Савл прозрел — физически и духовно. Апостол Анания крестил его. Отныне Божий избранник стал именоваться Павлом.
С этого времени Павел сделался новым человеком.
Апостол Павел совершил множество чудес, основал многие церкви, произнес множество речей, написал послания, 14 из которых дошли до нас.
Сам Апостол Павел говорит о себе: «…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3. 5-8, 12).
В другом Послании он пишет о том, что он презрел все мирское и хочет знать лишь одного Христа, и притом распятого (см.: 1Кор 2. 2).
Павел не видел Спасителя во плоти, но после того как принял крещение, на три года удалился в Аравийскую пустыню, и там Господь Сам являлся ему и учил Евангелию, как прежде — Своих учеников. Поэтому апостол Павел и говорит, что он научен не людьми, а Самим Богом.
Ничто не могло отлучить святого Павла от любви Божией во Иисусе Христе.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор 13. 1-8).
Он потрудился больше всех апостолов, проповедовал на территории от Аравии до Испании, образуя повсюду Церкви Христовы. Именно в Антиохии верующие во Спасителя стали именоваться христианами.
Апостола Павла также не обошла чаша мученичества. Он был казнён в 67 году одновременно с апостолом Петром, но как римский гражданин был не распят, а обезглавлен. Мощи его, как и апостола Петра, были погребены в Риме.
Ключ и меч
Оба Апостола имеют одну славу, одно величие, одни дарования, одно духовное прозрение, они стоят рядом у престола Божия.
На некоторых иконах апостол Петр изображается с ключами в руках, а апостол Павел — с обнаженным мечом.
Ключи — знак власти прощать и разрешать грехи, то есть — символически — открывать двери в Царствие Небесное.
Ключи в руке апостола Петра — прежде всего символ отпущения грехов, право на которое дал Господь своим ученикам, а через них — всем священникам.
Апостол Павел изображается с обнаженным мечом в руках. Меч — это Слово Божие (см.: Еф 6. 17), проникающее до самой глубины человеческого сердца. Это — проповедь апостолов, Евангельское учение — зеркало нашей души и жизни. Меч — оружие воина. Словом своим апостол Павел отвоевал у темных духов души грешных людей и обратил их ко Христу.
Дар как благо для всех
Бог дает каждому служение и дары: кого Бог «предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8. 30). И «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор 12. 7). Избрание Божие сделало Павла апостолом, и служение его, как и служение апостола Петра, принадлежит всей Церкви.
На исповедании апостола Петра (первом среди исповедания всех верных) строится Церковь, потому что он избран, чтобы свидетельствовать, что единственное основание этой Церкви — Христос, Сын Бога Живаго.
Понимать и принимать других
Апостолы Петр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году. Это был первый собор Церкви, на повестке дня которого стоял первый сложный вопрос церковной жизни: должны ли христиане, обращенные из язычества, соблюдать иудейский Закон?
Петр ратовал за строгость, Павел — за разумное снисхождение к людям иной культуры. Решение этой проблемы стало компромиссным: бывших язычников не обременили выполнением ветхозаветных норм, за исключением запрета на блуд и употребление в пищу идоложертвенного и крови.
Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми, но в историю Церкви они вошли вместе. Оба апостола посвятили свои жизни Иисусу. Помимо различий во взглядах у них была общая любовь — Христос. Следуя за Ним, они могли находить общий язык друг с другом и действовать на благо Церкви, не раздирая ее противоречиями, а скрепляя мудрыми решениями. Каждый из них, придерживаясь своих убеждений, мог услышать и расслышать другого.
Все люди разные. В этом наша слабость, но в этом и наша сила. Если мы будем бессмысленно спорить и доказывать свою правоту, каждый останется один на один со своей правдой. Если же научимся слышать друг друга и находить общий язык, то вместе мы способны улучшить и изменить мир к лучшему. И святые первоверховные апостолы Петр и Павел служат нам примером того, что это возможно.
Каждый из нас связан с апостолами, связан жизнью и призванием своим, и с апостолом Петром, и с апостолом Павлом.
Мы связаны с апостолом Петром, потому что мы все возрождены в крещении в Церкви Христовой. Мы все восприняли веру апостолов, мы все относимся, принадлежим к телу Христовой Церкви и мы воспринимаем то, что апостолы передали Церкви, передали общинам две тысячи лет назад.
И все мы связаны с апостолом Павлом. Нам так же, как и Павлу, Господь не являлся в Своей земной жизни. Так же, как и Павел, никто из нас не видел Господа ходящим по Палестине. Никто из нас не слышал Его непосредственных слов. И удивительность этой параллели в том, что Павел, по свидетельству его самого, по свидетельству Церкви, по свидетельству Писания, потрудился больше всех других апостолов.
И каждый из нас, будучи сыном, дочерью Церкви Христовой, должен становиться вторым Павлом, потому что каждый из нас призван к тому, чтобы возвещать Христа — не видев Его, чтобы радоваться о Нем — не слыхав Его, чтобы свидетельствовать о Его реальном присутствии тогда, когда, казалось бы, свидетельство невозможно, по причине того, что нас окружает сегодня, и что нас отделяет от Него более двух тысяч лет.
Архим. Рафаил (Карелин). Путь христианина. — М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2005.
Диак. Августин Соколовски. Апостолы Петр и Павел. drsokolovski.livejournal.com.
Прот. Александр Шаргунов. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. www.pravda.ru.
Пётр и Павел: рыбак и интеллигент. www.newfresh.name/publ/…pavel/15-1-0-1160.
Почему Петра и Павла «объединили»? www.pravda.ru.
А. Десницкий. Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола. www.pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-a.
Александр А. Соколовский
Очень важно слышать и понимать друг друга. Призыв автора ко всем нам
Не видеть, но верить и радоваться. Автору респект!!!
Не видеть, но верить и трудиться.
Автору статьи Респект!!!
Здравствуйте! подскажите пожалуйста как можно заказать Сорокоуст за здравие с другого города, если нет возможности приехать в храм?
Оформить пожертвование на адрес храма,с указание имени.(Пример : сорокоуст-Владимира)
Минская обл:
222514. г. Борисов, ул. Лопатина – 34
или оформить пожертвование-перевод в системе webmoney на кошелёк B223580103197(любой банк или почта),с пометкой (Пример : сорокоуст-Владимира)
Более подробно сможет дать Вам ответ наш технич. администратор по тел.+375293511542(Александр)