Актуальность исследования вопроса о локализации Лавришевского монастыря, предлагаемого в публикуемом материале, объясняется проведением в настоящее время работ по восстановлению обители. Изучая вышеобозначенный вопрос, священник Алексей Котельников приводит как легенды, так и исторические сведения о местонахождении монастыря, а также данные последних археологических раскопок.
1. Введение
В настоящее время единственным сохранившимся строением, история которого связана с Лавришевским монастырем, является церковь Успения Божией Матери в деревне Лавришево Новогрудского района Гродненской области Республики Беларусь (поз. 2 на рис.1). Однако этот храм был построен в 1775 году, то есть значительно позже времени основания монастыря.
Место же первоначального заложения обители преп. Елисея и Войшелка-Лавраша в исторических сведениях конкретно не указывается и до сего дня достоверно не известно. Ипатьевская летопись обозначает его лишь словами «на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъком»[1].
Целью настоящей статьи является исследование вопроса о локализации Лавришевского монастыря. Данная тема особенно актуальна в настоящее время в связи с проведением работ по восстановлению обители.
2. Анализ легендарных сведений о месте основания монастыря
Дошедшие до нас сведения часто имеют легендарный характер. Согласно им древний Лавришевский монастырь был основан «на возвышенной местности, называемой… “островком”, вероятно потому, что во время разлива Немана местность эта не затопляется водою»[2]. Это место также было известно под названием Незвище (Незвищский гай). Сейчас оно располагается на правом берегу Немана рядом с современной деревней Гнесичи (Новогрудский район Гродненской области Республики Беларусь (см. поз. 1 на рис.1)). Легенда повествует, что обитель находилась ранее на левом берегу Немана, но позже река изменила свое русло, и монастырь оказался справа от нее (гипотетический участок старого русла Немана схематично обозначен на рис. 1 желтой пунктирной линией). Согласно сведениям старожилов середины XIX века в изложении М. Д-ва «лет несколько десятков тому назад, посередине этого гая были кирпичные ямы, или пещеры, куда они мальчиками еще бросали каменья и загоняли овец от дождя»[3].По народному преданию, «внутри гая, в земле стоит кляштор (т.е. монастырь), а в нем похоронен преподобный Елисей и что “уже так Бог даў, што кляштор землей засыпаўся”»[4].
Предание повествует, что предположительно в первой половине XVI века[5] обитель была разрушена, а позднее восстановлена уже на новом месте – в упомянутой выше соседней деревне Лавришево (поз.2. на рис.1). Там монастырь, будучи включенным в начале XVII века в состав униатского монашеского ордена базилиан (OSBM), просуществовал до 1836 года, когда был упразднен. Лавришевская церковь Успения Божией Матери (см. рис.1) известна как бывший храм упомянутого Лавришевского базилианского монастыря и была возведена в 1775 году при последней его перестройке.
В литературе можно встретить и легенду о заложении рядом с Успенской церковью в деревне Лавришево еще одного монастыря. По мнению автора, фиксирующего легендарный материал, это место в конце XIII века выбрал летописный Римунт, сын Тройдена, который «от увеличения братии в первой обители оставил в ней Елисея, а сам пошел искать другого места для заложения монастыря»[6], пока, наконец, переправясь на эту сторону Немана, не остановился в дремучем лесу. Здесь им была заложена церковь в честь Воскресения Христова[7]. М. Д-в сообщает также, что до упомянутой Воскресенской церкви существовал уже Никольский храм, располагавшийся в саду неподалеку от современной Успенской церкви, где на памяти многих было некогда кладбище…[8] По мнению автора, именно здесь позднее и обосновались базилиане[9].
Итак, дошедшие до нас сведения, имеющие легендарный характер, так или иначе связывают локализацию Лавришевского монастыря с двумя выше обозначенными местами (см. поз. 1 и 2 на рис. 1).
Комплекс сведений о двух возможных местоположениях обители можно отчасти объяснить двумя группами источников.
Информация об основателе Лавришевского монастыря преп. Елисее восходит к церковному преданию и отчасти зафиксирована в середине XVII века профессором, иезуитом А. Кояловичем. В совокупности с народными преданиями[10] указанные сведения сформировали легенду о заложении обители напротив д. Гнесичи – в месте, именовавшемся Незвище и рельефно возвышавшемся на фоне равнинной поймы Немана.
В основу же легенды о втором монастыре, основанном отдельно Римунтом, легли известия из белорусско-литовских летописей в совокупности с некоторыми сведениями из вкладных надписей на Лавришевском Евангелии[11] и, косвенно, выводами базилианина И. Стебельского[12].
Так, летопись Рачинского из группы белорусско-литовских, говоря о Лавришевской обители, повествует, что Римунт построил храм Воскресения Христова «в Новогородском повете… на пущы подле реки Немна»[13]. Здесь следует упомянуть предложенные нами ранее выводы о том, что Римунт – фигура легендарная, не существовавшая в истории. Мы отмечали также, что при этом жизнеописание Римунта может содержать некоторые реальные исторические сведения, относящиеся на самом деле к жизни прототипа Римунта – князя Войшелка[14]. Однако необходимо с большой осторожностью подходить к летописным сведениям, особенно когда они не получают никаких дополнительных подтверждений. В этом контексте заметим, что кроме летописных данных, отстоящих на два века от описываемых событий, никаких иных свидетельств о строительстве в Лавришевском монастыре Воскресенской церкви не имеется.
Среди вкладных записей на Лавришевском Евангелии мы встречаем свидетельство о строительстве неким Юрием Болковичем церкви в честь «святого архиерея Христова Николы перенесенье честных его мощии»[15].Эти известия, как обнаруженные в Евангелии, принадлежавшем Лавришевской обители, видимо, и сформировали вывод о том, что в монастыре существовала церковь свт. Николая. Вместе с тем, место строительства храма в записи не указано. Ничего не говорится и о Лавришевском монастыре, а упоминается только имя князя Михаила Кедиминовича[16], которого принято отождествлять с сыном великого Литовского князя Гедимина Кориатом (в крещении Михаилом, ум. ок. 1360) – князем, управлявшим в первой половине XIV века Новогрудком. Возможно, приведенные слова говорят об одном из древних храмов именно этого города.
Отдельно необходимо остановиться на упомянутом тезисе о том, что монастырь, первоначально основанный около д. Гнесичи, был около первой половины XVI века разрушен (вероятно, татарами) и позже восстановлен уже в окрестностях д. Лавришево. Отметим, что данная версия является достаточно поздней и восходит, вероятно, лишь к середине XIX века. Так, архимандрит Николай (1864 г.) осторожно говорит, что «по сказанию Лавришевских старожилов во время какой-то войны мощи преподобнаго Елисея были сокрыты в землю; но по сожжении монастыря неприятелем, не были уже найдены»[17]. Более раннее существование данных сведений не подтверждается. Заметим, что исследователь не приводит даже вероятной датировки предполагаемых событий. К достоинствам данной легенды отнесем то, что она позволяет объяснить исчезновение мощей преп. Елисея. Кроме того, древняя обитель преп. Елисея и Войшелка-Лавраша таким образом дистанцируется от более позднего монастыря, принявшего затем унию и ставшего базилианским.
Вместе с тем, исследование документов по истории монастыря никак не подтверждает приведенную информацию. Во-первых, такой значимый эпизод, как разрушение обители и ее восстановление на новом месте, совершенно не отразился в уцелевшем архивном наследии, хотя менее значимые события, как, например, пожар 1628 г. в монастырском фольварке Лычицы, получили в монастырских документах широкое освещение[18].
Во-вторых, обратим внимание на косвенные аргументы: отсутствует сколько-нибудь значимый перерыв в преемстве известных настоятелей монастыря, а также, согласно описанию монастырского архива, в этот период времени не прерывается и делопроизводство обители[19], что могло бы свидетельствовать о факте ее разрушения.
Вместе с тем, по свидетельству А. Кояловича, около 1650 года в Лавришевской церкви хранился гроб преп. Елисея[20] (может быть, вместе с мощами подвижника?). Т.е. святыня обители к середине XVII века предположительно пребывала в монастыре. А.В. Кузьмин, увязывая легенду с реальными историческими событиями, предполагает, что возможное сокрытие мощей могло иметь место в ходе Северной войны (1700 – 1721 гг.), когда шведами в 1705 г. был осажден и сожжен находящийся неподалеку Мирский замок и довершено разрушение Новогрудского. Однако данная датировка встречается с теми же контраргументами, что и предыдущая.
Таким образом, сведения о разрушении обители и переносе ее на новое место, равно как и данные о существовании изначально двух монастырей, представляются легендарными, не отражающими реальные исторические события.
Рассмотренные выше обстоятельства требуют особенно внимательного отношения к попыткам проследить месторасположение монастыря на протяжении его исторического пути.
3. Исторические данные о местонахождении монастыря
Обратимся теперь к источникам по истории монастыря. Важной предпосылкой наших рассуждений является предложенный ранее вывод о легендарности летописного князя Римунта[21] и, соответственно, существовании в указанной местности лишь одного монастыря, основанного некогда преп. Елисеем Лавришевским при более позднем участии князя Войшелка-Лавраша[22].
Древнейшие на данный момент сведения, которые позволяют косвенно определить местоположение обители, восходят к XVI веку. Речь идет о комплексе документов «о прекопании реки Болович», датированном XVI–XVIII вв. Так, в начале XVI века умер Адам Хрептович – королевский дворянин, обладавший правом «подавания» монастыря. После смерти отца его сын Иоахим направил речку Болович[23] в иное русло – мимо деревни Сенно. В результате этого перестала функционировать единственная монастырская мельница. Документы об этом происшествии внесены в реестр монастырского архива. Их оригиналы, к сожалению, пока не известны, но сохранились копии: священноначалие монастыря многократно жаловалось на причиненный ущерб, в том числе и самому королю. Результатом жалоб стал, в частности, мандат короля Жигимонта, датированный 1533 годом и повелевающий Иоахиму предстать перед судом для ответа по существу дела. Копия мандата дошла до нас в виде документа, написанного по-славянски, но латинскими буквами. Здесь применим обратную транслитерацию, опустив незначимые места:
«Дворянину нашому Йохну Хрептовичу… жаловался нам архимандрит монастыра Лавришовского о том, что дей ты его самого избил и некоторые люди и паробки твои… злодейства чинят монастыру великие… Также жаловался нам, что ты после умершего отца своего пана Адама Хрептовича, который монастырь Лавришовский в опеке своей имел… брал с монастыря многие вещи…
…и которая река Болович шла с давних часов под монастырь на млын монастырский за предков наших, а так дей ты реку тую за отцем своим од монастыра до конца отнял и под свой двор Сенненский прокопал и после отца своего небожчика на том своем пруде на монастыр молоть заборонил.
Прыказуем тоби аж бы пред нами ку право стал на тот рок, на который он (архимандрит – прим. авт.) тобе пред нас позавет сим нашим листом. Писан в Вильне. 1533. Михайло писарь »[24].
Заметим здесь фразу, что «река Болович шла с давних часов под монастырь на млын монастырский за предков наших»,говорящую нам о том, чтоиздавна монастырь и его строения находились поблизости от реки Болович, следовательно – в районе современной деревни Лавришево.
В фондах Национального исторического архива Беларуси (далее – НИАБ) хранится карта, датированная 1792 годом и иллюстрирующая ситуацию с перекопом реки Болович в XVI веке.
На ней упомянутая речка протекает через «Лаврышов кляштор и млын его»[25], которые, как можно видеть, находятся на левом берегу Немана, недалеко от впадения в него Боловячи. К сожалению, сделать точный вывод о давности нахождения обители в указанном месте не представляется возможным. Однако можно с уверенностью сказать, что уже «с давних часов»по отношению к 1533 году, то есть как минимум с XV века, строения обители располагались неподалеку от современной Успенской церкви в д. Лавришево.
Дальнейшую локализацию монастыря можно проследить достаточно хорошо. В начале XVII века монастырь был переведен в унию и вошел в состав базилианского монашеского ордена. XVII век стал веком упадка обители: в 1628 году в монастырском фольварке Лычицы случился пожар, в котором сгорели все постройки фольварка и большое число документов из монастырского архива. В этом же году обитель была передана в ведение Новогрудского базилианского монастыря.В 1650 году А. Коялович сообщает, что к его времени от монастыря осталась при деревне Лавришево «только церковь одна, подчиненная монастырю униатов в Новогрудке», и в той церкви – гроб преп. Елисея[27].
Следующий раз указанный храм упоминается в документе 1719 г. – завещании Яна Бужинского, который просит «ксендзов-базилиан лавришовских»[28] похоронить его в церкви Успения Матери Божией «порядками католическими»[29].
В 1770-х годах Лавришевский монастырь базилиан был отстроен заново. В рамках данного строительства в 1775 году[30] был возведен и новый монастырский храм – также Успенский, существующий до сего дня.
Таким образом, на основании вышеприведенных рассуждений можно с уверенностью предположить, что по крайней мере с середины XV века и до своего упразднения в 1836 году Лавришевский монастырь находился в окрестностях современной Успенской церкви в деревне Лавришево.
Изначальное основание монастыря напротив д. Гнесичи, его последующее разрушение и перенос на новое место может считаться лишь гипотезой, не имеющей на данный момент документальных или иных подтверждений. Вместе с тем, нельзя полностью исключить, что указанные события имели место, однако, они могли произойти, как представляется, не позднее середины XV века.
4. Археологические сведения о расположении Лавришевского монастыря
В конце XX века были предприняты попытки археологических раскопок монастыря. Отыскать какие-либо остатки древней обители на правой стороне Немана (напротив д. Гнесичи) не удалось. Так, в 1971 году М.А. Ткачев, открыл там лишь стоянку каменного века[31]. В 1988 г. там же (на юго-западном склоне холма) А.М. Кушнеревичем был найден фундамент храма[32], построенного в 1913 г. Дело в том, что перед Первой мировой войной священноначалием Минской епархии была предпринята попытка возродить древнюю обитель на предполагаемом изначальном месте ее основания. Заботами епископа Минского и Туровского свмч. Митрофана (Краснопольского) и попечительством графа Костантина Апполинарьевича Хребтовича-Бутенева на правом берегу Немана напротив Гнесич была построена церковь в честь пророка Божия Елисея[33]. Также имеются данные о возведении братского корпуса и дома для паломников. Возрожденный таким образом монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома.
Историком Р.В. Боровым был найден проект, по которому должно было вестись строительство[34].
Проект, как видно из надписания, изначально был разработан в 1908 году для постройки храма с колокольней в «Яблочинскомъ Свято-Онуфрiевскомъ монастыре Седлецкой губернии Белецкого уезда»[36].
Более поздняя надпись на проекте гласит: «По сему плану предположена постройка на горе пр. Елисея въ Новогрудскомъ уезде Минской губернии «Лавришевъ». Архимандритъ Антонинъ. 1912 г.»[37]. Однако в действительности церковь (небольшая, деревянная[38]) в 1913 году была построена не по данному проекту, возможно, оказавшемуся слишком затратным. По информации, подтверждаемой местными жителями, в 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм был сожжен, постройки разрушены, а братия вынуждена была покинуть подворье.
Следующий этап раскопок состоялся уже в 1990 г. по заказу Белорусского государственного музея истории религии. Алесь Кравцевич провел обследование территории, прилегающей к деревне Лавришево, и самой деревни. «Принято считать, – пишет он, – что сначала монастырь находился… в 4 км от Лавришево на правом берегу Немана напротив деревни Гнесичи»[39].
Однако подтверждений тому найдено не было. По этой причине были проведены разведывательные раскопки на территории деревни Лавришево около Успенской церкви, неподалеку от моста через речку Валовку. На рис. 3 мы приводим схему закладки соответствующих шурфов.
В ходе раскопок было собрано 548 элементов изразцов, более 500 элементов керамической посуды, а также изделия из стекла и железа. Особое внимание обращают на себя изразцы, покрытые зеленой эмалью и датированные XVII веком[41].
Дело в том, что печи, украшенные эмалированными изразцами зеленого цвета, находились внутри монастырского корпуса, согласно инвентарям Лавришевской обители и 1601[43], и 1824 гг.[44] Результаты раскопок и найденный археологический материал позволили автору сделать вывод, что им был обнаружен культурный слой Лавришевского монастыря, строения которого находились здесь как минимум с конца XVIII века.
Археолог впервые высказал и мысль о том, что древний Лавришевский монастырь мог с самого начала находиться на этом месте, что может быть подтверждено находками, относящимися к XIV – XV вв.[46] Это тем более правдоподобно, что и название самой деревни, расположенной около монастыря, как представляется, произошло от именования обители, восходящего к имени одного из основателей[47].
Подводя итог исследовательской работе, А. Кравцевич выразил надежду, что дальнейшие раскопки в Лавришево позволят прояснить ситуацию[48].
5. Сведения о локализации Лавришевского монастыря по инвентарю 1824 г.
В Отделе рукописей Библиотеки Вильнюсского университета хранится инвентарь Лавришевского монастыря[49], датированный 1824 г., и его копия[50] 1829 г. Оба документа написаны на польском языке. Их прочтение дает нам основания для реконструкции плана монастырских построек и места их размещения. Данные инвентаря приведем в переводе на русский язык.
Согласно инвентарю, монастырская церковь построена из брусового дерева, на кирпичном фундаменте, крестовой формы. Год постройки – 1775. Крыша покрыта гонтами (дранкой). Высота здания – 12, длина вместе с присенками – 38, ширина – 15, а вместе с капличками[51] – 26 литовских локтей[52]. Купол основан на четверике, покрыт жестью, на нем крест железный, несколько скривленный «от бури». Подобный куполок и над алтарем. На нем крест железный, «от ветра наклоненный», внутри подвешен колокол весом около 16 фунтов. При краях крыш приделов находятся 2 железных креста.
Церковь имеет трое дверей[53]. В притворе – лестница на хоры, над ним устроенные… Окон церковных – 8. В церкви – 3 погреба. Один из них – для погребения тел умерших, к нему двери со ступенями внутри церкви.
С обеих сторон алтаря пристроены две ризницы из тесаного дерева, покрытые гонтами (дранкой), обшитые досками, обе одинакового размера (8 в длину, 4 в ширину, высота – 5 локтей). Первая из ризниц называлась переходная и служила священникам для облачения и подготовки к службе. Она находится с левой стороны храма и вела ранее к монастырю. В ней имелось две двери, одна – вход с монастырского двора, другая, напротив, к церкви и хору[54]. В инвентаре имеется интересное примечание, что церковь эта «никогда не была греко-российской, ни приходской униатской, принадлежащей белому клиру, но монастырской»[55].
Ограда церкви – общая с монастырем[56]. «От церкви тутейшей ступая, идя немного влево к дороге идущей мимо монастыря на расстоянии шагов 25 колокольня»[57] деревянная, на каменном фундаменте. Состоит из двух этажей. Первый образован 12 столбами из бруса, второй 6-ю. На ней установлен железный крест и размещены 4 колокола весом 10, 7, около 5-и пудов и около 25 фунтов, соответственно. Под колокольней находились въездные ворота с деревянными засовами.
Монастырский корпус имел размеры 80 на 20 локтей и располагался слева от церкви. Он имел два коридора, которые пересекались крест-накрест. Меньший коридорчик, расположенный поперек здания, оканчивался с обеих сторон дверями: одна служила для выхода к церкви, вторая, напротив первой, вела к огородам. Имелось 4 монашеских келии, а также по одной келии для старшего (т.е. настоятеля) монастыря и викария, 1 – гостевая и 1 – профессорская. Итого 8 комнат. Подвалов под монастырем не имелось.
На расстоянии 25 шагов от корпуса находилась небольшая постройка для посетителей размером 30 на 12 локтей. Одним концом она образовывала трапезную и малую беседку, другим концом – кухню и избу для челяди. Из трапезной в кухню было устроено небольшое окно для подачи еды. К зданию пристроена часовенка размерами 3,25 на 2,25 локтей[58], ее высота 4,5 локтя.
В конце монастыря, немного правее (3 шага) – здание библиотеки и амбар для зерна, под обоими – подвалы мурованные, один для питья, второй для еды. Невдалеке – бровар. На местном кладбище существовала приписанная к обители Крестовоздвиженская часовня.
Монастырю принадлежали два фольварка. Один поблизости – Лавришев, второй на расстоянии около 3-х верст – Лычицы (в 1-й версте от деревни Лычицы). В последнем находились, между прочим, колодец, амбар и пекарня[59]. На кладбище неподалеку от Лычицкого фольварка размещалась часовня Вознесения Христова, построенная в 1782 г. (17×9,25×7,5 локтей). За «весью лавришовской» на поле находилась ветряная мельница («млын-ветряк»), выстроенная, как надо полагать, взамен некогда имевшейся водяной.
Информация, сообщаемая инвентарем, позволяет представить схему расположения строений монастыря конца XVIII века.
6. Заключение
В 2011 г. под руководством профессора кафедры истории Беларуси и политологии Белорусского государственного технологического университета Сергея Рассадина были начаты археологические работы с целью выявления места основания Лавришевской обители.
В своем интервью, опубликованном 1 ноября 2011 г. в газете «Аргументы и факты в Беларуси», руководитель работ отметил, что «по результатам раскопок мы имеем остатки строений не старше XVIII века, в одном месте попали на развал изразцовой печи XVI века, но где монастырь был заложен изначально – еще предстоит узнать»[60].
Данная информация была подтверждена в ходе видеобрифинга, прошедшего в Национальном пресс-центре Республики Беларусь в январе 2012 г., на котором С. Рассадин упомянул о нахождении слоя, относящегося к XIII веку[61].
Хочется выразить надежду, что усилия предпринимаемые исследователями, принесут свои плоды, и искомая цель будет вскоре достигнута.
[1] Ссылки на летописные тексты мы приводим по «Полному собранию русских летописей» (далее – ПСРЛ). См.: Ипатиевская летопись // ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1843. С. 201. Приведенные слова летописи, как было показано ранее могут быть отнесены к Лавришевскому монастырю. См.: Котельников А., свящ. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2488869.html. (дата обращения 29.03.2012).
[2] См.: Д-в М. Лавришево // День. 17 сентября 1864. №42. С. 15. Прим.: Редакция газеты «День» находилась в доме кн. Воронцова на Большой Никитской улице в Москве. Газета выходила еженедельно.
[3] Там же. С. 15.
[4] Там же. С. 15.
[5] Лавришевский Свято-Елисеевский мужской монастырь. URL: http://piligrim.by/content/view/184/505/. (дата обращения 30.03.2012).
[6] Д-в М. Лавришево // День. 17 сентября 1864. №42. С. 14.
[7] Там же. С. 15.
[8] Там же. С. 15.
[9] Там же. С. 14.
[10] См. группу публикаций: Савич Кл., свящ. Явление из современной религиозной жизни одного прихода в западно-русском крае // Виленский вестник. 1872. №193. См. также: Савич Кл., свящ. Явление из современной религиозной жизни одного прихода в западно-русском крае // Труды Киевской духовной академии. 1874. Т.1. Январь. С. 98 – 110. Савич Кл., свящ. Летопись Свято-Троицкой Сенненской церкви Новогрудского уезда // Минские епархиальные ведомости. 1874. №15. С. 525 — 537.
[11] Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб, 1842. С. 126.
[12] В частности, И. Стебельским была обоснована невозможность отождествить преп. Елисея с Римунтом, сыном Тройдена. См.: Stebelski I. Dwa wielkie światła na horyzoncie Połockim. T. 1. Wilno, 1781. S. 171.
[13] Летопись Рачинского // ПСРЛ. Т. 35. Летописи белорусско-литовские. М.: Наука, 1980. С. 150–151.
[14] Огицкий Д.П. Великий князь Войшелк. URL: www.bratstvoprav.narod.ru/Vojshelk.htm. (дата обращения 30.03.2012).
[15] Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 126.
[16] Там же. С. 126.
[17] Николай, архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 131.
[18] Summaryusz dokumentow, klasztorowi Ławryszowskiemu słuzacych // Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Ф. 160. Д. 301. Л. 16об.
[19] См.: Summaryusz dokumentow, klasztorowi Ławryszowskiemu słuzacych // Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. Ф. 160. Д. 301.
[20] Kojałowicz A. Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium. Вильно, 1650. P. 36.
[21] См.: Котельников А., свящ. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2488869.html. (дата обращения 29.03.2012).
[22] Там же.
[23] См.: Зеленский И., подполковник. Материалы для истории и географии России, собранные офицерами Генерального штаба. Т. 15. Минская губерния. Ч.1. СПб., 1864. С. 128. Встречаются также следующие интерпретации названия реки: Боловяча, Волович и, более поздние — Валовая, Валовка.
[24] Mandat Krola Zygmunta // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. А-2105. Archiwum klasztoru Ławryszowskiego przepisane roku 1791. С. 274. Прим: документ имеет постраничную нумерацию.
[25] Bołowicz do Senna zwroczony. Dołiną Trypecią // Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1751.
[26] Там же Л. 1751.
[27] Kojałowicz A. Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium. Вильно, 1650. P. 36.
[28] Завещание Яна Бужинского // Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 980.
[29] Там же. Л. 980.
[30] Д-в М. Лавришево // День. 17 сентября 1864. №42. С. 15.
[31] Краўцэвіч А. Археалагiчныя даследваннi Лаўрышаўскага манастыра на Панямоннi // З глыбі вякоў. Наш край. Вып. 1. Мн.: Навука і тэхніка, 1996. С. 229.
[32] Там же. С. 229.
[33] Посещение Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским с. Щорсы Новогрудского уезда // Минские епархиальные ведомости. 1913г. № 17. Часть неофициальная. С. 462.
[34] Проект колокольни с храмом // Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 309. Оп. 2. Д. 149.
[35] Там же. Л. 4.
[36] Там же. Л. 4.
[37] Там же. Л.1.
[38] Первое заседание съезда братчиков. 22 октября 1913 г. // Минские епархиальные ведомости. 1913 г. № 24. Часть неофициальная. С.33. Прим.: Речь идет о съезде Минского Православного Свято-Николаевского братства.
[39] Краўцэвіч А. Археалагiчныя даследваннi Лаўрышаўскага манастыра на Панямоннi // З глыбі вякоў. Наш край. Вып. 1. Мн.: Навука і тэхніка, 1996. С. 229.
[40] Там же. С. 229.
[41] Там же. C. 232.
[42] Там же. С. 234.
[43] Инвентарь альбо списание монастира Лавришовскаго // Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1727 – 1727об.
[44] Inwentarz klasztoru Ławryszowskiego w roku 1829 miesiąca wreśnia 9 dnia przekopiowany // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. F4-А2314-35674. С. 23.
[45] Краўцэвіч А. Археалагiчныя даследваннi Лаўрышаўскага манастыра на Панямоннi // З глыбі вякоў. Наш край. Вып. 1. Мн.: Навука і тэхніка, 1996. С. 235.
[46] Там же. С. 234.
[47] См.: Котельников А., свящ. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2488869.html. (дата обращения 29.03.2012).
[48] Краўцэвіч А. Археалагiчныя даследваннi Лаўрышаўскага манастыра на Панямоннi // З глыбі вякоў. Наш край. Вып. 1. Мн.: Навука і тэхніка, 1996. С. 235.
[49] Inwentarz klasztoru Ławryszowskiego // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. F4-А439-20225.
[50] Inwentarz klasztoru Ławryszowskiego w roku 1829 miesiąca wreśnia 9 dnia przekopiowany // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. F4-А2314-35674.
[51] Далее будем именовать их приделами. Алтарей в них не имеется.
[52] Inwentarz klasztoru Ławryszowskiego // Библиотека Вильнюсского университета. Отдел рукописей. F4-А439-20225. C. 1. Прим: документ имеет постраничную нумерацию.
[53] Там же. С. 1.
[54] Там же. С. 8 -9.
[55] Там же. С. 2. Имеется ввиду именно здание, построенное в 1775 году.
[56] Там же. С. 2.
[57] Там же. С. 8.
[58] Там же. С. 21.
[59] Там же. С. 53–54.
[60] Тельтевская Ю. Найти прошлое. Историк Рассадин находит забытые города и памятники архитектуры. URL: http://www.aif.by/ru/articles/freetime/item/14691-arheo.html. (дата обращения 24.02.2012).
Котельников Алексий, иерей Богослов.ru