«…Смысл паломничества заключается не в суетном стремлении увидеть многоликий мир культур и цивилизаций. Смысл паломничества — в смиренном и искреннем желании с молитвой и благоговением прикоснуться к святыням христианства»
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ.
Сегодня вызывает беспокойство, что все шире распространяется подход, согласно которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. К сожалению, это начинает относится и к восприятию паломничества. Причина притяжения мирских людей к теме паломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную выгоду и, как следствие, появляются ловкачи, заманивающие людей в религиозно-туристические, так называемые «паломнические» поездки. А занимаются этим люди совершенно невоцерковлённые и, вообще, далёкие от церкви. Причём, порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля «чудесными» предметами, пропагандируются псевдоправославные «духовные практики». В результате у туристов создается искажённое представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом.
Имеют место такие факты и в нашем регионе.
В связи с этим важно и актуально правильное отношение к паломничеству, основанное на православной традиции
Само слово «паломник» произошло от латинского слова Palma, что переводится как «пальма», потому что именно пальмовые ветви держали в руках жители Иерусалима, встречая Иисуса Христа. Поэтому тех, кто совершает путешествия к святым местам, и стали называть паломниками.
Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году, собрался для того, чтобы определиться в вопросе об иконопочитании. Перед отцами Собора, которых иконоборцы обвиняли в идолослужении, стояла задача: выразить различие между отношением к Богу и отношением к святым иконам.
В противовес иконоборцам, отцы Собора постановили различать два понятия: служение — латриа и поклонение — проскинисис.
Служение подобает одному лишь Богу (отсюда Богослужение). Иконам же подобает поклонение.
Тот же самый принцип, те же самые слова в сознании Церкви были отнесены и к паломничеству. Святые места суть места поклонения.
Терминологически в православной традиции нет никакого различия в отношении верующего человека к святым иконам и к святым местам. Человек, совершающий это поклонение, издревле назывался поклонником.
В европейских странах паломников называют пилигримами, что в буквальном переводе означает просто странника.
Поэтому паломничество в традиционном виде является понятием исключительно православным.
Паломничество является своего рода подвигом, включающим в себя не только физические усилия, но и получение духовного благословения на это у священнослужителя.
Взять благословение — это уже изначальный смиренный настрой души, это и осознание своего недостоинства и испрашивание молитв священника.
Отправляясь же в организованные при церквях паломнические поездки, христиане перед дорогой совершают молитву и получают благословение священника. И, естественно, что только тогда сама сущность паломничества имеет нравственно-духовное содержание.
Любое паломничество, это встреча со святыней. Любая святыня, будь то икона, или мощи, пронизана Божией благодатью и благодать эта может открыться только смиренному сердцу «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (Иак.4:6).
Каждый паломник желает прикоснуться к этой благодати, почувствовать ее…иначе, он останется просто путешественником.
Противоположностью православному паломничеству являются паломнический туризм и паломнические экскурсии. Однако, следует понимать, что, совершая путешествия к одним и тем же святым местам, паломники и просто туристы преследуют совершенно различные цели.
Цель туристической поездки в первую очередь познавательная, а паломничество совершается с целью молитв, богослужения и религиозного поклонения святыням.
Православное паломничество является частью религиозной жизни верующих людей. Процесс паломничества включает в себя не внешнее выполнение обрядов, а духовное состояние, настрой и обновление, происходящее с православным христианином
И, очевидно, что невозможно отделить поклонение святым местам, как паломничество, от церковной жизни и соединить естественным образом с туристическо-экскурсионной практикой, потому что это явления совершенно разного содержания и смысла.
Паломничество – это духовное путешествие. Мы отправляемся в него, чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно. Паломничество приносит пользу только тем, кто переосмысливает свою жизнь, начинает жить по евангельским заповедям.
Архимандрит Спиридон из Элладской Православной Церкви, высказал прекрасную мысль: «Паломничество помогает человеку обрести корни своей личности», то есть помогает человеку собрать свою личность, нравственно воссоздать себя прикосновением к святости.
Александр А. Соколовский
После прочтения статьи абсолютная ясность о сущности и содержании паломничества. Спаси Господи.
Предельная конкретность, чёткость и аргументированность в изложении темы. Полезно для всех категорий и возрастов наших граждан. Спаси Господи.
Очень полезная статья и для воцерковленных и иных людей. Предлагаю дать этому материалу широкую дорогу. Например, опубликовать в печатных региональных СМИ.
Ваша статья сформировала во мне, внутренне мною ощущаемое в поломнических путешествиях, но не оформленное ощущение понимания прикосновения себя к святости
Через поклонение действительно постигается и само паломничество. Очено толково всё разъясненно в вашей статье. Спаси Господи!
Предельно ясно, православно и вероучительно. Наша — катехизация.
Люди зачастую не задумываются над осмыслением;, что?, почему?, и для чего? А ведь не может человек совершать нечто просто слепо и без понимания. Данная статья и указывает нам, что мы должны помнить, что мы сотворены — разумными. Спаси Господи!