Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора
В наше время много разных мнений по всякому поводу, в том числе относительно Таинства Соборования. Мы живем во времена свободы дискуссий. Таинство Соборования (Елеосвящения) — одно из семи Таинств, которые существуют в Православной Церкви. Это Таинство является характерной особенностью Православной Церкви. Оно совершается над молящимися людьми в храмах. Можно сказать, что оно необязательно для всех и предназначено только для болящих людей.
Но многие ли могут сегодня сказать, что они совершенно здоровы физически? В этой связи важно понимать, что такое грех. С одной стороны, грех — это преступление, с другой, грех — это болезнь. Грешник является то ли преступником, то ли больным. С христианской библейской вероучительной позиции преступлением признается такой поступок, когда человек преступил (нарушил) закон. Такой человек становится преступником. Это ветхозаветное юридическое определение греха.
Я считаю, что грех — это духовная болезнь. Это отсутствие или недостаток любви. Все мы грешные люди, которые нуждаются в помощи Божьей. В дни Великого поста в нашем соборе Таинство Соборования совершается каждую неделю по вторникам и четвергам поочередно, народу приходит много, мы соборно молимся. Я не чувствую какого-то раздвоения моего богословского сознания. Ведь люди приходят на Таинство Соборования, чтобы покаяться в грехах, попросить Господа о помощи, многие из них больные, конечно, им надо всем помогать. Мы должны всем помогать. Почему мы должны ограничивать милосердие Божие, если люди к нему прибегают в Великий пост в преддверии Пасхи Христовой?
Одно дело, когда человек считает себя преступником, когда у него парализуется воля. Такой человек придавливается своим грехом. Совсем другое дело, когда он воспринимает свой грех как духовную болезнь и вместе с Господом пытается бороться с этой болезнью, чтобы выздороветь духовно и телесно. Если мы воспринимаем Библию как закон, то грешник — это преступник, а если мы воспринимаем Библию как завет, то грешник, находящийся в духовной болезни, просит Бога помочь ему исцелиться. Поэтому важно, как мы воспринимаем Священное Писание и как мы после этого вообще воспринимаем жизнь. Апостол Иоанн говорит, что грех есть отсутствие или недостаток любви. В молитвах Таинства Соборования действительно есть молитва о болящих. Попробуйте найдите сегодня здорового христианина, который может сказать, что он не грешен и совершенно физически здоров.
Я изложил свой подход, согласно которому совершение Таинства Соборования над всеми просящими есть пастырская забота. Церковь хранит это Таинство как важную духовную помощь человеку.
О Таинстве Соборования рассказывает протодиакон Свято-Воскресенского кафедрального собора г.Борисова Георгий Росляков.