В первую очередь игумен/игумения отвечает за духовную жизнь в обители, а уже потом — за ее благоукрашение, хозяйство и прочее, — говорится в распространенном пресс-службой Новоспасского монастыря итоговом документе секции «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире».
В работе секции РЧ «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России, Украины, Беларуси, Молдовы, а также игумены и игумены монастырей. Особо следует отметить участие гостей со Святой Горы Афон, Греции, Франции. Секция прошла 25 января 2013 года в Новоспасском монастыре г. Москвы.
Участники секции сформулировали следующие выводы:
I. Главное служение монашествующих — молитва за весь мир. Центром монастырской жизни должно стать богослужение, молитва. Для достижения этой цели необходимо правильное духовное устройство обители. Как было отмечено, основополагающим аспектом духовной жизни является аскеза, понимаемая как всецелый, внешний и внутренний непрестанный подвиг. За последние 20 лет в России было открыто много мужских и женских монастырей, многие из которых обрели благолепный внешний облик, но насущной необходимостью для всех обителей остается попечение о наилучшем устроении внутренней жизни, которая должна опираться на древнюю святоотеческую традицию и на духовный опыт православных общежительных монастырей.
Были выделены важнейшие условия благополучного устроения внутренней жизни в монастыре.
а) Общежительный устав, который дает возможность наиболее полно соблюдать монашеские обеты. Главными его чертами являются: добровольное, по любви к Богу, послушание игумену во внутренней и внешней жизни, соблюдение монастырских порядков и послушание братии, неопустительное участие в богослужениях, исполнение келейного молитвенного правила в определенное время, общая трапеза, в имущественном отношении — полное нестяжание. Особое внимание должно обратить на крайнюю осторожность общения с внешним миром, так чтобы все выходы в мир, а также сообщение через переписку и современные технические средства совершались только по благословению игумена.
б) Духовное руководство монастырем вменяется игумену (игумении) как его важнейший долг. В первую очередь игумен/игумения отвечает за духовную жизнь в обители, а уже потом- за ее благоукрашение, хозяйство и пр.
в) Ради сохранения порядка внутренней жизни обители предпочтительно определенное зонирование территории обители, так чтобы братская территория была отделена от общей монастырской, доступной для паломников и трудников- мирян.
г) Обеспечение условий для духовного образования монашествующих, прежде всего внутри обители. Особое значение для обогащения духовным опытом имеют встречи с духовными людьми, а также проведение игуменом (игуменией) бесед с чтением душеполезной литературы.
Все эти аспекты предлагается отразить в Положении о монастырях и монашестве, а также во внутренних монастырских уставах.
II. Важным направлением взаимоотношений монастырей с обществом является просветительская и катехизаторская деятельность.
1. Сам образ жизни монаха и монастыря в целом является проповедью. Паломники и богомольцы, посещающие обитель, должны видеть и чувствовать в монастыре дух братолюбия, мира, терпения, смирения и других добродетелей христианских, так как они приходят туда из мира, где правит зло, и более всего нуждаются в любви.
2. Самостоятельной областью в рамках просветительской деятельности становится в современных обителях прием паломников в духе монашеского гостеприимства. Это и проведение ознакомительных бесед по истории и святыням обители, и угощение на трапезе, и размещение в гостинице, а для некоторых обителей- и организация паломнических поездок.
3. Большое значение в практике современных обителях имеют такие формы воспитательной и просветительской работы как проведение духовных бесед в детских домах и тюрьмах, организация катехизаторских курсов и воскресных школ, издание и публикация душеполезной литературы.
4. Глубокое значение, формирующее мировоззрение человека и его круг ценностей имеет миссия монастырей по сохранению духовной культуры, через возрождение в обителях традиционных церковных искусств (иконопись, церковное пение и др.), а также разнообразных рукоделий и мастерских (вышивка, художественная резьба и пр).
III. В условиях духовного и материального кризиса современного общества особое значение приобретает деятельность монастырей по оказанию помощи и заботе о наиболее социально незащищенных членах общества- престарелых, инвалидах и детях-сиротах. Такая деятельность, являющаяся по своей сути традиционной, в современных условиях имеет определенные, новые формы. При многих обителях существуют богадельни, приюты, некоторые монастыри духовно окормляют и осуществляют уход за тяжелыми больными в больницах и хосписах.
Острой, наиболее актуальной была признана проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Многие монастыри, откликаясь на эту проблему, создают детские приюты. Однако, существуют определенные трудности в организации и деятельности таких приютов в связи с отсутствием правовой базы. На заседании круглого стола «Миссионерское служение монастырей» было высказано предложение о разработке и принятии правовой юридической базы РПЦ совместно с государственными законодательными органами законодательства, позволяющего создать полноправные детские церковные учреждения (в т.ч. в монастырях и на приходах), в случае необходимости брать нуждающихся в защите детей, получать от государства равные с государственными учреждениями правовые и материальные возможности для обеспечения социальных прав и гарантий детей-сирот.
По окончании работы стала очевидной необходимость продолжить обсуждение вопросов и проблем устроения внутренней жизни монастырей и их общественного служения, для чего представляется целесообразным регулярное проведение встреч руководства монастырей для взаимного обогащения живым духовным опытом монашеской жизни.
журнал «Нескучный сад»
Фото: novospasskiymon.ru