7 апреля 2013 года Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Крестопоклонную неделю Великого поста. Что это значит для нас, и как изменится порядок богослужения? Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий говорит, что церковный Устав не отменяет ослабление поста, но литургия продлится дольше.
Место для праздника
Начнем с пояснения: неделя в привычном значении по-церковнославянски называется «седмица», а воскресный день – «неделя». Это важно знать, чтобы не запутаться в терминах.
В православном богослужении есть два годичных круга: подвижный и неподвижный. Неподвижный годичный круг (месяцеслов) содержит праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года, а подвижный – праздники, которые «двигаются» каждый год вместе с Пасхой, то есть меняют число и месяц год от года, но не меняют день седмицы, к которому «прикреплены» и промежуток времени, отделяющего их от Пасхи.
Пример праздника подвижного круга – Вход Господень в Иерусалим, который всегда вспоминается Церковью за семь дней до Пасхи, когда бы не случилась сама Пасха. Действительно, было бы странно праздновать это событие после Пасхи, ради которой, собственно Господь и въехал в Иерусалим на «осляти».
Благовещение всегда празднуется 7 апреля по новому (Григорианскому) календарю. Это праздник неподвижного круга, то есть месяцеслова. В этот день Церковь вспоминает, как архангел Гавриил возвестил Деве Марии о будущем рождении у Нее по плоти Господа Иисуса Христа. Праздник входит в неподвижный годовой круг и может совпасть с любым днем недели.
Так и получается, что Благовещение, то есть событие, без которого и самого Воскресения не могло бы быть, часто празднуется перед самой Пасхой, или после нее, а иногда и в самый день Пасхи, и тогда мы празднуем не просто Пасху, а Кириопасху, то есть «господственную», то есть истинную, правильную. Последний раз Кириопасха праздновалась в 1991 году, а следующая будет только в 2075 году
Время в круге
Астрономическое и богослужебное время отличаются, чтобы время молитвы не воспринималось наравне с обычным течением дня. Богослужебное время включает в себя астрономическое; как вневременное включает в себя временное. Если в восприятии земного времени для нас важна его протяженность и стремление к неизбежному концу – Второму пришествию Христову и Страшному Суду, то богослужебное время своим цикличным устройством символизирует вечность бытия Божьего.
Богослужебный круг, будь то суточный от вечера до вечера, седмичный от воскресенья до воскресенья, или даже праздничный годовой, включающий в себя праздники — воспоминания библейской истории и событий земной жизни Спасителя, вращается вокруг таинства Евхаристии, которое нельзя включить ни в один из кругов, так как у него иная природа, не связанная по сути с «временами и сроками», вечная природа бытия Божьего.
Церковный Устав регулирует все формы «вхождения» вневременной Евхаристии во временную природу нашего мира, главная задача Устава – «вписать» Таинство Евхаристии в каждый день церковного года со всеми его богослужениями, состав которых зависит от дня недели, поста или праздника святого в этот день, престольного праздника храма и других. Так, для каждого случая совпадения Благовещения с каким-либо днем церковного года в Уставе есть свои указания: Благовещение и будничный постный день, Благовещение и Великая суббота, Благовещение и Пасха.
Что мы заметим
Регент, практик в отправлении служб, Илья Красовицкий говорит, что предстоящая уставная богослужебная ситуация, на сей раз необычная:
«Благовещение чаще попадает в будничный день Поста, чем в воскресный. В Типиконе (так называется книга, содержащая Устав богослужения) есть специальные Марковы главы, названные так по имени известного гимнографа X века Марка, епископа итальянского города Отранта. Эти главы как раз описывают такие необычные случаи. В этом году, при совершении службы на вечер субботы 6-го и утра воскресенья и 7-го апреля, мы будем пользоваться одной из таких глав.
Всенощное бдение будет обычное по своему порядку, но совершенно необычное по наполнению, потому что оно будет состоять из песнопений трех видов, взятых из трех разных богослужебных книг: воскресные песнопения, песнопения, посвященные Крестопоклонной неделе и Благовещенские. Воскресные песнопения мы возьмем из Октоиха (книга воскресных и седмичных песнопений), на тему Креста — из Постной Триоди (книга песнопений Великого поста, Пасхи и периода Пятидесятницы), а для Благовещения – из Минеи (книга песнопений годового неподвижного круга праздников). Таким образом, мы получим редкую ситуацию, когда нам придется для составления службы задействовать все три гимнографические богослужебные книги. Услышать и почувствовать это можно, если вслушиваться в смысл и содержание того, что поется.
Великим постом на Благовещение как правило должна совершаться литургия Иоанна Златоуста, но ради воскресного Великопостного дня, когда по уставу положено совершать литургию Василия Великого, правила чина литургии для Благовещения изменятся. Утром в воскресенье – Благовещение мы будем совершать литургию Василия Великого, как и положено в воскресенье Великого поста. Это редкая и торжественная служба. К сожалению, простым прихожанам разницу почувствовать будет сложно, так как общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв, читаемых священником, которые из Алтаря не всегда слышны. Разве что литургия Василия Великого будет более продолжительной, чем литургия Иоанна Златоуста».
«Утешение» для праздника
Каждый церковный год день 7 апреля изнуренные картошкой и макаронами христиане, ждут обещанного уставом, рыбного угощения. Илья говорит, что утешение рыбным меню не отменяется: «В день праздника Благовещения по Уставу на трапезе разрешается рыба. В этом году это будет так же, как и всегда, несмотря на то, что праздник совпадает с Крестопоклонным воскресеньем. Поклонение Кресту Господню в третье воскресенье Великого поста не означает более строгих правил пощения, чем в других воскресенья. Тем более, в день Благовещения пост ослабляется максимальным образом, который только возможен в Святую Четыредесятницу».
Текст: Ирина СЕЧИНА. Фото: диакон Андрей Радкевич