Встреча
В жизни каждого человека происходит множество встреч. И все они разные. Одни встречи радуют, другие, наоборот, огорчают, тяготят. Но, бывают встречи, которые являются событийными по своей глубине и значимости. Во время таких встреч человек оказывается, как бы лицом к лицу с Истиной, с Вечностью, Осознанием подлинности жизни.
Слово «Сретение» по церковно-славянски означает «встреча».
Христианский праздник Сретение установлен в память об описанной в Евангелии от Луки (2; 22-40) встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В этот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы поставить Его перед Богом и принести установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.
Установление празднества
Праздник Сретение Господне известен на Востоке с IV века, Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, которые произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не столь торжественно.
При императоре Юстиниане в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее нежели ранее.
И, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия прекратились. И отныне Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.
Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь в XVII веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был, в частности, использован римский требник, в котором описывался чин шествия с зажжёнными светильниками.
Очистительная жертва
По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то 80) было запрещено входить в храм. По истечении же этого срока семья являлась в храм и приносила очистительную жертву.
Состоятельные женщины приносили годовалого ягнёнка, и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».
Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от векового рабства.
Старец Симеон и Анна-пророчица
По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел старец Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный Духом.
Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.
Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он прочёл слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).
И в день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось.
Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. По слову епископа Феофана Затворника: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши…».
В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли её Анна-пророчица. Она боле 60 лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам весть о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).
Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали всем пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем.
Духовный смысл таинственной встречи
Сретение – Встреча Господа в Храме — имеет глубокий мистический и исторический смысл. В явлении Богомладенца в Храме исполняются и раскрываются все мессианские пророчества о Христе, Который становится главенствующей сущностью и всей истории человечества. В Его Личности соединяются человечество и Божество; вечность вступает во время, а время проникает в вечность.
Протоирей Сергий Булгаков так описывает это: «встреча Господа должна была произойти в Храме. Ему должна была поклониться Ветхозаветная церковь, которая вся только и жила ожиданием «грядущих благ» (Евр.10:1). Его должно было узнать ветхозаветное человечество, которое в лице своих пророков, патриархов, исповедников тысячелетиями всматривалось во тьму грядущих времён. И эта встреча совершилась».
Праздник Сретения Господня научает нас истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось.
А когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим были определены некоторые избранные из людей — встретить Его явление, и оповестить об этом мир.
Праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу делающим правду или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония.
Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом.
Прот. Владимр Башкиров. На пути к Богу. Минск, 2013 г.
Сретение Господне borisov-spas.by
Материал подготовил Александр А. Соколовский