8 марта день памяти святителя Поликарпа, епископа Смирнского, «отца всех христиан».
Священническое служение
Святой Поликарп родился около 70 года в городе Смирне (ныне Измир). Рано оставшись сиротой, он был воспитан благочестивой христианкой вдовой Каллистой. После смерти названной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести праведную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Вукол Смирнский. Святой Вукол был учеником святого Иоанна Богослова и первым епископом Смирнской церкви. Он обратил ко Христу множество язычников. Святой Вукол посвятил Поликарпа во дьяконы и возложил на него обязанность проповедовать слово Божие, ибо святой Поликарп отличался своим благоразумием и красноречием, так что святой подвижник обязан был как в церкви, так и в других местах поучать народ. В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях.
Впоследствии святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру.
Святой Ириней сообщает о Поликарпе, что тот «не только был наставлен Апостолами, но Апостолами был поставлен во епископа Смирнской церкви. Его я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил жизнь эту славнейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно»
Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой и пользовался большой любовью среди священства. В истории христианства Поликарп представляет собой ключевое звено, связующее апостолов (Иоанн Богослов) с отцами церкви. Он пользовался большим уважением и в Смирне, и в окрестных Церквях. Об этом свидетельствует тот факт, что он принимает святого Игнатия Богоносца, ученика Иоанна Богослова, во главе делегации от других Церквей, а также и тот факт, что святой Игнатий посвящает ему отдельное послание. На Поликарпа ложится обязанность пересылать по разным общинам послания святого Игнатия против иудействующих и докетов, которые признавали плоть Христову призрачной, кажущейся. Святой Поликарп был окружен множеством учеников, которые почитали его как апостольского ученика и выразителя церковного Предания.
После смерти святого Игнатия Богоносца, святой Поликарп стал «вождем всей Азии». Сам святой Игнатий, познакомившись с тогда еще молодым Поликарпом, в своем послании к нему завещает: «Как кормчим нужны ветры или застигнутым бурей – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога». И в глазах язычников он был «учителем Азии, отцом христиан», а христиане чтили его за доблестную жизнь.
Верующие собирались у него и слушали его беседы. Об этом так рассказывает его ученик святой Ириней Лионский, один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века и апологет, который в ранней молодости слушал эти беседы Смирнского епископа: «Могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп. Могу указать все его входы и исходы, начертать образ его жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом, описать, как сам он рассказывал о своих беседах с Иоанном и другими самовидцами Господа, как припоминал слова их, как и что слышал он от них о Господе, как пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни, — и все его сказания согласовывались с Писанием».
Во время епископства Поликарпа христиане были жестоко гонимы и преследуемы. Однако, Поликарп долгое время правил Смирнской церковью и дожил до глубокой старости.
В конце своей жизни святой. Поликарп посетил Рим, когда на римской кафедре был Аникита. Поликарп и Аникита имели беседу о многих церковных вопросах современной жизни, особенно о волновавшем тогда Церковь вопросе о времени празднования Пасхи: в Азии – 14 Нисана (по еврейскому календарю первом месяце библейском и седьмого гражданского года), а на западе – в первое воскресенье после весеннего полнолуния):
В ходе бесед «… ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего и обращаясь с другими апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи, предшествовавших ему пресвитеров. Несмотря на такое состояние дела, они, однако, находились, во взаимном общении, так что Аникита, по уважению к Поликарпу дозволил ему совершить (в своей Церкви) Евхаристию, и оба они расстались в мире».
Наряду с этим, святой Поликарп в Риме обратил к Церкви Божией многих тогдашних еретиков.
Мученическая кончина
Во второй половине II века христианство, ранее известное только в Малой Азии, Риме, немного в Сирии, Палестине, еще менее в Греции и Македонии, появилось во всех частях Римской империи и за ее пределами. Но большая часть языческого общества чуждалась христианства и знала его преимущественно по темным слухам. Народ им легко верил, ибо видел, что христиане – враги его религии и отчасти тесно связанного с язычеством общественного строя и государства.
В те годы множество христиан скончалось среди страшных мучений, славя и благодаря Господа. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо знали, с какой ревностью он проповедовал Христа; и потому неотступно требовали его судить. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии».
Зная о гонениях, Поликарп укрылся в сельском домике недалеко от города, и там молился о всех и о Церквах всего мира, — «по своему обыкновению».
За три дня до того, как он был схвачен, во время молитвы Поликарп увидел, что его подушка была охвачена огнем. Поликарп объяснил своим близким, это тем, что его сожгут живым.
Вскоре Поликарпа выследили. Пришедших взять его он встретил в мире, предложил им трапезу, а сам, с их разрешения, встал на молитву, – она была вдохновенной, – «настолько была полна благодати, что в продолжение двух часов не мог он умолкнуть».
Стражники повели его на стадион, где уже неистовствовала толпа. На стадионе проконсул убеждал святого отречься от Христа.
«Уже восемьдесят шесть лет служу Христу — сказал Поликарп, — и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Его, моего Царя и Спасителя?».
После этих слов, проконсул послал глашатая трижды возгласить на стадионе: «Поликарп объявил себя христианином».
Тотчас толпа язычников и евреев, живших в Смирне, с яростью закричала: «Он учитель Азии, отец христиан; истребитель наших богов; это он научил не приносить жертвы и не кланяться богам», – и стала требовать от распорядителя общественными зрелищами, чтобы тот выпустил льва на Поликарпа.
Но, этого выполнить нельзя было, так как бой со зверями закончился. Тогда народ завопил: «Сжечь Поликарпа живым».
Тотчас был приготовлен костер. Поликарп взошел на костер с дерзновением и радостью, лицо его исполнилось благодати. На костре святой молился словами благодарения и хвалы.
Очевидцы вспоминали; «Огонь принял форму шатра и, подобно корабельному парусу, надутому шатром, окружал тело мученика, так что, находясь в средине, оно казалось не плотью сожигаемой, но златом или сребром, разжигаемым в горниле». «Мы ощущали при этом такое благоухание, словно курился ладан или иной какой драгоценный аромат».
Тело Поликарпа было не как тело сожигаемое, но как пекущийся хлеб. Тогда исполнителю казни было велено вонзить в Поликарпа кинжал, и кровь полилась в таком изобилии; что погасила огонь
После содеянного, враги христиан упросили проконсула, чтобы тот не отдавал христианам тело Поликарпа на погребение; потому, чтобы – говорили они – христиане, оставив Распятого, не стали покланяться Поликарпу.
«Не понимают они – замечает Смирнская Церковь в своем окружном послании, – что нам никак нельзя оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, Непорочный за грешников, и нельзя покланяться кому-либо другому. Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность к своему Царю и Учителю».
После казни тело Поликарпа было сожжено. Верующие христиане собрали только пепел и несколько костей и схоронили останки святого.
Святой Поликарп принял мученическую кончину в 155 году в Смирне. О его мученичестве сохранился рассказ очевидцев в послании Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской во Фригии, первом описании мученической смерти за веру Христову.
Наставления Поликарпа
Святой Ириней писал о множестве посланий святого Поликарпа, – «которые он писал иногда соседственным Церквам для укрепления их, а иногда к некоторым братьям с намерением преподать им увещание и наставление» … Однако из трудов святого Поликарпа сохранилось только одно Послание к Филиппинцам. Во времена блаженного Иеронима оно читалось за богослужением в азийских Церквах.
Полный текст (14 глав) сохранился только в латинском переводе, во всех греческих рукописях только 9 глав.
Еретическим новшествам и разделениям святой Поликарп противопоставляет предание Церкви, – «преданное изначала Слово». Он напоминает филиппийцам об апостоле Павле, некогда преподававшем им «Слово истины» и писавшего к ним послания, призывает объединяться в истине. Святой Поликарп не излагает учения веры, он предполагает его известным и только о немногом напоминает. Христос, наш вечный Первосвященник, пришел во плоти ради нас, умер за нас и за грехи наши, воскрес и разрешил затворы адовы. Он сидит одесную Бога. Ему все подчинено на земле и на небе. Ему повинуется всякое дыхание и служит. Он придет судить живых и мертвых, и Бог взыщет Кровь Его с тех, кто не уверовал в Него. Он все перенес за нас, чтобы и мы имели жизнь в Нем, – Он образ для нас, и образ прежде всего в своем страдании. Он — надежда наша, и через Него приходит спасение от Отца.
Святой Поликарп призывает филиппийцев быть твердыми в вере, напоминает им заповедь любви. Особо дает наставления пресвитерам и диаконам: они должны быть благоутробны и милосердны, заботиться о слабых и блуждающих, не презирать ни вдов, ни сирот, ни нищих, избегать гнева, несправедливости. Они не должны поспешно верить дурным слухам, не должны быть суровы в своем суде, помня, что все мы повинны греху и нуждаемся в прощении, – поэтому и сами должны прощать. Диаконы должны помнить, что они служители не человеков, но Бога и Христа. Вдовицам св. Поликарп внушает иметь веру твердую и смиренно-мудренную, заступаться за всех, не верить лжесвидетельствам и помнить, что они – жертвенник Божий. Все должны быть стойки в борьбе со страстями. И главная заповедь – молитва за всех.
Все мировоззрение святого Поликарпа – «христо-центрично» так как Господу, по его словам, «все покорено, небесное и земное» и «все дышащее» служит Ему. Подобный «христоцентризм» неотделим и от эсхатологизма, ибо вся жизнь христианина просвещается чаянием будущего века: «Если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним»
Священник Сергий Мансуров Очерки из истории Церкви azbyka.ru
Протоиерей Георгий (Флоровский) Свят. Поликарп Смирнский otechnik.narod.ru
Святитель Поликарп епископ Смирнский spas borisov com
Александр А. Соколовский