Воскресенье, 24 ноября
Shadow

О надменности фарисея и смирении мытаря

Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих

Преп. Ефрем Сирин

 

О духовном   внимании

Во Святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения.

И первой подготовительной седмицей к Великому посту является Неделя о мытаре и фарисее —  22 – 28 февраля.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей.

 «…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк 18, 10-14)

 

О самомнении и сокрушении

Главное оружие христианина для завоевания добродетели — это покаяние и смирение, а препятствие к подлинному смирению — гордость и превозношение.

И Господь призывает не превозноситься никому и ничем, пусть даже и добрыми своими делами, но всегда смиряться и всей душой молиться Богу.

Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. – II веке по Р.Х. Их отличительной особенностью была сугубая ревность в деле соблюдения Закона Моисея.

Античный историк Иосиф Флавий две тысячи лет тому назад писал о фарисеях, что они «живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьёзно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те ни утверждали, – фарисеи не противоречат им». Люди эти почитались в среде своих соотечественников и современников праведниками.

Однако же, обличая этих так называемых праведников, Господь сказал Своим ученикам: «…всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф.23.3-5).

Фарисей явился в дом Божий с сознанием выполненного долга. Он исполнял заповеди и совершал дела благочестия, предписанные законом.

Нам неведомо, какие греховные мысли и тёмные страсти таились под благообразной внешностью фарисея. Однако самый страшный свой грех фарисей высказал словами лицемерной молитвы: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11).

Признавая себя праведным, фарисей этим   и хвалится. Осуждая всех других людей, совершая дела полезные для себя (как воздержание) и для других (как пожертвования), фарисей для своей души, однако же, ничего не приобретал.  А всё потому, что личная его гордость погубила   значимость всех его дел в Божиих глазах.

Так проявилась его гордость, эгоизм, его превозношение над ближним, его жестокосердие. И именно поэтому он вышел из храма осужденным.

Мытари же у иудеев были символом грешников, поскольку, собирая налоги в пользу завоевателей римлян, они обирали своих соплеменников, при этом, очевидно, немало присваивали и себе. Обычным в их жизни были жестокость, вымогательство, беспощадность. Естественно, что иудеи испытывали   к мытарям презрение.

И вот, осознавая всю свою греховность и отверженность, мытарь встал у входа в церковь, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает той же беспощадной жестокости, которую сам проявлял постоянно. Он стоял и бил себя в грудь, зная, что купить милосердие нельзя, а можно только вымолить, выпросить покаянием как дар, как чудо, веря, что по милосердию, состраданию и милости Господа может снизойти на него им незаслуженное Божие прощение. Он не впадает в отчаяние, и оттого, что верит в милосердие Божие, невозможное делается возможным, и уже не по закону, а по благодати к нему нисходит милосердие Божие. «Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет» (Пс. 33).

Господь принимает молитву, которая идет из смиренного сердца, когда человек осознает свою греховность перед Богом. Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32).

И именно поэтому, грешный мытарь был более оправдан Богом, чем фарисей, совершавший правильные поступки.

Бог смотрит не на наши внешние поступки, а на то, что у нас на сердце, как мы сами оцениваем свои поступки и дела. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Истинная слава состоит в том, чтобы презирать славу человеческую, считать ее за ничто, а все делать и говорить в угождение Богу».

Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования. Многие считают, что вместе с ним приходит и культура, а, значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не застывшее положение личности, которая удовлетворена своим внешним состоянием, — Богу нужны понуждение, развитие, духовное совершенствование личности.

В жизни мы судим людей лишь по отдельным их внешним поступкам, но не можем знать всю жизнь человека. Зная отдельную черту характера, нельзя из этого делать вывод о душевных достоинствах или недостатках ближнего. Только Господь видит нас всесторонне. Только Бог может справедливо оценить человека, как это ОН сделал в случае с мытарем и фарисеем.

Святитель Григорий Палама пишет: «Итак, мытарь, раньше злостно присваивающий себе чужое имущество, затем оставивший порок и не оправдавший себя, был оправдан… Но чему же тогда подвергнутся те, которые не удерживаются от похищения чужого имущества и пытаются при этом оправдать себя?» Далее он пишет: «Необходимо заметить, мытарь поднялся от состояния греховности, он был в лицо презираем фарисеем, то есть сам он, презирая себя, осуждал, не только не противореча фарисею, но вместе с ним выступая против себя. Таким образом, когда и ты, оставив греховный навык, не будешь противоречить презирающим тебя за грехи и поносящим, но вместе с ним осудишь себя, признав себя действительно достойным сего, и в сокрушении, путем молитвы, притечешь к единой милости Божией, то знай, что ты — спасен».

 

Упование на Бога

Мы часто приписываем себе добрые дела, которые иногда совершаем в жизни. Но, превозносящийся собственными добродетелями забывает, что всякое добро — не заслуга человека, а дар от Господа свыше. Поэтому Господь и говорит: «Даже если вы все исполните, то говорите про себя, что вы рабы неключимые (то есть негодные), потому что сделали только то, что требуется от вас» (Лк. 17, 10

Мы всё должны делать во славу Божию, без осуждения ближнего, за все благодарить Бога, все сносить со смирением.  «В бедности есмы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — благодарим: в болезни есмы — благодарим; беды сносим — благодарим; ибо сие делает нас ближайшими Богу, и тогда наконец Его имеем должником: когда же добро от Него получаем, то мы должниками делаемся».

Фарисей все знает о том, как поступать, но ничего не знает о том, каким следует быть. За всю свою праведную жизнь с одним он ни разу не сталкивался, он никогда не знал, что между Богом и им могут быть отношения взаимной любви.  Он уверен, что между Творцом и Его творением существует неизменные, раз и навсегда установленные, застывшие отношения.

Мытарь же зная, что он неправеден; об этом свидетельствует и Божий закон, и суждение человеческое, в смирении оплакивает свою немощь и греховность, прося у Бога только милости, как бы говоря словами пророка Давыда: «Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живыи» (Пс. 142, 2).

Мытарь сознает перед Богом свое недостоинство. Он   ясно сознает, что перед Богом всегда человек окажется недостойным, и потому смиренно просит в молитве милости для своей грешной души. Такое-то смирение и привлекает Божию благодать, такое смирение смягчает душу грешника, располагает ее к исправлению, к усовершенствованию, а потому и пошёл мытарь в дом свой оправданным.

Святой Иоанн Лествичник, рассуждая о смирении, при­водит слова псалма «Я смирился — и спас меня Господь».

По слову святителя Феофана Затворника «…  притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному».

 

Неделя о мытаре и фарисее. pravoslavie.ru

Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»,  слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии в невидимом чувстве. С.- Петербург. 1995

Священномученик Сергий Мечев. «Тайна богослужения. Духовные беседы. Письма из ссылки», М., 2001

 

                            Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *