Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
30 января/12 февраля
Три великих светила особенно ярко сияют на духовном небе-вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их боговдохновенными словами и воспоминаниями о дивных делах их жизни питались и духовно обогащались чада Святой Церкви в течение многих веков, питаются, обогащаются и доныне, ибо кто из христиан не читал творений вселенских святителей, кто даже из самых простых не слышал хотя бы что-нибудь об их удивительной жизни?
В юности, получив образование, они не пренебрегли ничем, что давали им учителя, не только христианские, но и языческие. Это то богатство знания, мудрости, философии, собранное от различных учителей, которое, как говорил святитель Григорий Богослов, « мы взяли и ввергли в море Божественной премудрости».
Получив образование, они получили образование ещё более глубокое,-прошли искушение в пустыне, где жили христианские подвижники, в которой они нашли более высоких учителей, чем те, которые обучали их в достославных Афинах.
Далее они выходят на поприще церковного служения. Они проповедуют в храмах, строят больницы и богодельни. Никого из тех, кого встречали, они не оставляли своим попечением.
Эпоха, в которой они живут,-это время появления ересей, которые возникают сразу после того, как христианская Церковь получает свободу от гонений и притеснений в Римской империи.
Святители бесстрашно возвещают истинное христианское учение, которое, как говорит свт. Василий Великий, «сохранили мы втайне, приняв от своих учителей».
В дальнейшем они прошли через великие страдания и скорби, преследуемые еретиками и своими братьями.
Добрая земля их сердец принесла сторичные плоды, которыми пользуемся и мы, далекие их потомки. Мы молимся написанными ими молитвами, служим Литургии, которые они составили, вчитываемся и вдумываемся в их книги, и вновь поражаемся-откуда у них такие премудрость и силы?
Ответить просто, но трудно вместить и понять-они были со Христом и во Христе. По Его истинному слову: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:4,5).
Церковь прославляет ныне тех великих тружеников на ниве церковной, которых, выделяя из всего необозримого сонма святителей, именует вселенскими учителями и святителями. Она подчеркивает этим то, что, хотя каждый из них был в своё время епархиальным архиереем своей епархии, но духовное их воздействие простиралось далеко за пределы, за границы их епархий и, действительно, вся паства всей Православной Вселенской Церкви поучается от них христианской мудрости, христианскому знанию и христианскому благочестию.
В 1084г. в Константинополе был установлен особый праздник Трех Святителей, ибо, как: говорит церковное предание, после того как они окончили свой земной путь, много было среди верующих споров: каждый из них был настолько громадной духовной личностью, что производил неотразимое впечатление всех, кто встречался с ним и поэтому у каждого из всех этих трёх великих иерархов были особо преданные почитатели. Даже были группы, которые именовались: василиане, григориане и иоаниты. Между ними были споры о том, кто из великих святителей выше у Бога. Церковная история говорит, что все три Святителя явились Св. Иоанну Ивхаитскому и сказали: «Нам очень скорбно, что из-за нас столько спору между верующими. Мы все в одинаковой славе у Бога. Скажи, пусть учредят в честь нашу праздник, не потому что мы в этом нуждаемся, а для того, чтобы примирить все эти споры и объединить верующих в духе веры, любви и согласия».
В службе этого дня великие святители прославляются, как, земные ангелы, небесные человеки, «столпи благочестия», «Христовы упасшии люди божественными учении и различными добродетельми воспитавшии», «врачеве премудрии недугов душевных и телесных, приснотекущия реки духовныя, словесы напояющии земное все лице», «твердые веры поборники», «верных утверждение, еретичествующих ниспадение», «светила вселенную просвещающая, столпы и утверждение церкве».
Используемая литература:
1.Свщмч.архиеп. Фаддей Успенский. Радуйтесь. Москва.1998.
- Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителя.1993.
- Митр. Филарет Вознесенский. Проповедь.
- Вевюрко И.С. преподователь Свято-Тихоновского университета. Проповедь.
5. Минея.Январь. ч.2. Издание Московской патриархии. 1983.
Материал подготовил Диакон Михаил Сидоров