«Таинствами Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение, запечатление веры — делом веры, принятие отсюда залога вечных благ.» Епископ Игнатий (Брянчанинов)
В этой статье я хочу остановиться на вопросе, что такое Таинства, и какое место они занимают в церковной жизни. Чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала уяснить, в чем же заключается новизна Нового Завета. И здесь необходимо отметить, что в христианстве мораль и нравственность имеют прикладное значение, не в смысле принижения их значения, а в смысле, что для христианина недостаточно быть существом моральным. Цель христианина быть Богоподобным — нравственность и мораль обязательные, неотъемлемые части жизни, но они являются лишь необходимой ступенью для встречи человека с Богом — Богообщения.
Новизна Нового Завета заключается в личности Христа, нашего Спасителя, Бога и нашего общения с ним, причем общения непрерывного, ежеминутного, жизнью во Христе. Христос пришел, чтобы Спасти нас. Христос сам об этом заявляет в Евангелие: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10). «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6).
Для непосредственного Богообщения человека и Бога Господь основал на земле Церковь и установил Таинства, в которых мы соприкасаемся с Богом. Катехизическое определение Таинства: «Таинство есть от Богом, установленное церковное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа». Из этого определения мы видим:
— Таинства установлены Богом;
— содержатся Таинства в Церкви, её же и совершаются;
— Таинство есть священнодействие – совершается священством;
— Таинства имеют определенный чин совершения;
— Таинства совершаются только над верными — условием принятия Благодати Святого Духа является вера.
Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение. Кроме Таинств в церкви существуют и различные освятительные чины.
Очень важно учитывать, что сами по себе Таинства не гарантируют нам спасение. Они лишь вселяют в нас силу Христову, но спасение зависит, как мы распорядимся даром данным нам в Таинствах. Спасение – это задача нашей жизни, а как мы её решим, зависит от нашего труда, направленного на то, чтобы быть с Богом, недопущения грехов, отлучающих нас от Христа.
Таинства можно разделить на неповторяемые (Крещение, Миропомазание, Священство, в идеале — Брак) в которых меняется природа человека – он получает Дар Божий, становиться способным к жизни с Христом, и повторяемые (Покаяние, Причащение, более частно — Елеосвящение) к которым христианин часто прибегает и в которых Господь помогает человеку в этой жизни, укрепляет его, восстанавливает с ним связь.
Но существует в Церкви такая проблема, как магизм – для многих людей Таинства суть магия, не предполагающая никакой внутренней работы человека. Если какое либо Таинство выполнено правильно, по всем канонам, то результат гарантирован. Священник превращается в мага. Человек снимает с себя всю ответственность за свою религиозную жизнь и перекладывает все на обряд, форму.
Есть прихожане, есть захожане. Как и в любом храме, основное количество «посетителей» хотят подать записку, поставить свечку об упокоении – о здравии это по «совместительству». При чем в этом случае сама форма, обряд становится самодовлеющей – то, что положено я выполнил, а дальше дело Батюшек, Церкви. Забывается дело сердца, её совместное устремление с Христом. В Церковном учении есть такое понятие как синергия – сотворчество Бога и человека на пути к Спасению.
Но в тоже время Таинства не зависят от нравственного состояния человека — они объективно действительны – обусловлены не людьми, а Церковью. Таинства Бога святы и действенны, а вот конечный результат зависит от действий человека. Если мы принимаем Таинства для того, чтобы жить с Христом, тогда Таинства укрепляют нашу связь с Богом. В ином случае они идут в осуждение.
Подводя итог, нужно отметить, что, во-первых — без веры участие в Таинствах невозможно: «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). Во-вторых, мы должны принимать Таинства исключительно для жажды Бога, соединения с ним, Богообщения. В-третьих, необходимо избегать магического взгляда на Таинства, сочетать их со своей нравственно-духовной деятельностью, чтобы взрастить то семя, которое мы получили, участвуя в Таинствах.
Источник: Игумен Петр Мещеринов — Таинства.